КУЗНЕЦОВ Степан Леонидович (1879-1932)
Российский и советский театральный актёр, артист МХАТ и Малого театра, народный артист РСФСР (1929).
Родился в Кишиневе, в семье разбогатевшего во время Русско-турецкой войны повара.
Бывший повар имел в Кишиневе собственный дом, но ликвидировал свое имущество, обратил все в деньги и снял у антрепренера Форкати летний театр и сад в Одессе. Здесь новоиспеченный антрепренер открыл оперу, оперетку и большой ресторан. Вскоре он однако прогорел, и вынужден был вернуться к старой профессии, получив место повара в Коммерческом клубе в Харькове, куда переехала и вся семья. Здесь летом была оперетка М. М. Бородая, и 11-летний Степа, горя любовью к театру, тайком от отца играл роли мальчиков.
Отец перешел на службу к помещице Алферовой в Харьковской губернии, и Степа прошел здесь курс наук церковно-приходской школы, чем и ограничилось его образование. Умерла мать, отец переехал в Петербург и отдал мальчика на службу в книжный магазин. У книжного прилавка и проходит вся юность С. Кузнецова.
Переехав в 1897 году в Ростов-на-Дону, он занял более высокое положение в книжном деле Г.Б. Городецкого. Одновременно он получает возможность ближе познакомиться с театром: посещает спектакли труппы Н.Н. Синельникова, участвует сначала в домашних спектаклях, а затем в спектаклях Общества взаимного вспоможения частному, служебному и профессиональному труду. Началом своей сценической карьеры С.Л. Кузнецов считал службу в профессиональной труппе - сперва в Орле, у С. И. Томского в 1901 году а затем в Нахичевани у П.П. Струйского. Здесь он выступил, между прочим, в пьесе, переделанной из романа Горького «Фома Гордеев» в роли матроса, и К. Тренев, популярный впоследствии драматург, первый приветствовал в своей рецензии нарождающийся талант.
Молодому актеру исполняется 21 год, и нужно отбывать воинскую повинность. Четыре года С. Л. Кузнецов был солдатом, прошел Русско-Японскую войну.
С 1906 года, освободившись от военной службы, Кузнецов возобновляет свою артистическую карьеру в труппе Дувана-Торцова, в Киевском театре Соловцова. Сначала он получает 35 рублей жалованья, но после первых же успехов растет его и сценическое, и материальное положение. В 1908 году он служит в Одессе в антрепризе Багрова, потом два года - в Московском Художественном театре.
В 1923 году, после поездки за границу, С.Л. Кузнецов приезжает в Москву и вступает в труппу театра МГСПС, 4 февраля 1925 года получил звание заслуженного артиста советских театров республики, а 1 декабря того же года поступил в Государственный Академический Малый театр.
Степан Леонидович не получил специального образования. Его самобытный и оригинальный талант, сочность и яркость исполнения, замечательная наблюдательность, помогавшая находить удивительно достоверные бытовые детали, высокое мастерство перевоплощения позволяли ему играть Хлестакова и Городничего в «Ревизоре» Гоголя, Луку, Барона и Алешку в «На дне» Горького, в пьесах Чехова - Гаева, Епиходова, Фирса («Вишнёвый сад»), Астрова («Дядя Ваня»). Метко и беспощадно-разоблачительно, порой с гротесковой остротой играл актёр роли отрицательных персонажей - папа Урбан VIII («Герцог» Луначарского), король Людовик XI («Собор Парижской богоматери» Крашенинникова по Гюго). Высокая комедийность и музыкальность помогали ему легко и изящно выступать в фарсах, водевилях и комедиях: Лорд Баберей («Тётка Чарлея» Томаса), Журден («Мещанин во дворянстве» Мольера). Среди лучших ролей актёра также: Юсов («Доходное место» Островского), Расплюев («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина), мистер Дулитл («Пигмалион» Шоу). Выдающаяся работа Кузнецова - роль Шванди в «Любови Яровой» К. Тренева. Последние Роли Кузнецова - Геннадий Дубровин, Букетов («Огненный мост», 1929, «Смена героев» Б. Ромашова, 1930)
С.Л. Кузнецов ушел из жизни в Москве, 18 апреля 1932 года. Урна с прахом актёра захоронена в главном здании бывшего крематория (колумбарий 2) на Новом Донском кладбище).