МоскваНовое Донское кладбище |
|
РЕЙСНЕР Михаил Андреевич (1868-1928)Российский учёный-юрист, публицист, социопсихолог и историк. Участник революционного движения. Родился 7 марта 1868 года в городе Вилейка Виленской губернии (ныне Молодечненская область, Белоруссия), в семье чиновника. Происходил из рода остзейских баронов фон Рейснер. Из предков М.А. Рейснера в XVI веке получил большую известность Николаус фон Рейснер – гуманист, философ, юрист и поэт, получивший титул пфальцграфа. Жена Михаила Андреевича Екатерина Александровна происходила из известного дворянского рода Хитрово. Михаил окончил петербургскую гимназию, одновременно занимался в художественной школе Общества поощрения художеств, где на ученических выставках получал премии. Он получил воспитание в общем духе интеллигентского романтизма и с юных лет искал рецепта спасения человечества. Бросался в мистику и толстовство, был под сильным влиянием Достоевского, пережил период полного безразличия к научному знанию, мечтая посвятить себя религии. В дальнейшем проходил через славянофильство. В 1893 году окончил юридический факультет Варшавского университета. В 1893—1896 годах преподавал в Ново-Александровском институте сельского хозяйства и лесоводства (посад Ново-Александрия Люблинской губернии). Сотрудничал с Е. Н. Трубецким. В 1896 году командирован в Гейдельберг, где проработал два года. В 1898-1903 годах - профессор юридического факультета Томского университета, где занимал должность секретаря факультета, работал по организации факультета и его библиотеки и издал ряд трудов: "Христианское государство", очерки по "Истории права свободного вероисповедания" и напечатал ряд статей "Мораль, право и религия по русскому закону" в журнале "Вестник права". В этих работах Рейснер уже становится определенным противником религиозного угнетения, а в последних статьях разоблачает чисто полицейский характер российского церковного и морального законодательства. Эти статьи привлекли внимание цензуры и обратили на себя внимание общества. Время преподавания в Томском университете было для Рейснера периодом последовательного полевения. В 1901 году Рейснеру была дана годичная командировка с научной целью за границу, отчасти из желания избавиться от беспокойного профессора и ослабить его влияние на студенчество. Из командировки ученый возвратился уже законченным либералом и подвергся преследованиям властей. Плодом командировки было исследование: "Самодержавие и общее благо", где подвергались критике самые основы абсолютизма на Западе и в России. Несмотря на то, что в своей деятельности в Томском университете Рейснер не переходил рамок легальности, в результате студенческих беспорядков 1903 года ему пришлось подать в отставку и выехать за границу – в Германию, а затем во Францию. С этого момента начинается революционная деятельность Рейснера, так как исход его объяснений с петербургским начальством разбил окончательно все либеральные иллюзии. За границей Михаил Андреевич обратился к изучению марксизма и в нем нашел единственный путь разрешения основных мировых противоречий. Он стал своего рода нелегальным представителем революционной России при общественном мнении Европы и получил возможность широкой революционной пропаганды в социалистической и буржуазной прессе за границей. В 1905 году он организовал кампанию протеста в Европе в связи с событиями 9-го января. В конце 1905 года Рейснер возвратился в Россию, организовал в городе Нарве группу социал-демократов большевиков, войдя таким путем в партию, читал лекции в Петербурге по поручению Петербургского комитета партии и участвовал в работе Первой конференции РСДРП в Таммерфорсе вместе с Лениным, Сталиным, Крупской и другими. После разгрома революции ненадолго вновь уезжает за границу и возглавляет высшую школу социальных наук в Париже. В 1907 году М.А. Рейснер вернулся в Россию и стал преподавать в Санкт-Петербургском университете в качестве приват-доцента по кафедре истории политических учений. Был избран профессором высших женских курсов, а затем юридического факультета психоневрологического института, где работал вместе с M. M. Ковалевским. В своих лекциях Рейснер излагал теорию государства и права с точки зрения марксизма, издал книгу "Теория Петражицкого, марксизм и социальная идеология" (1908) и двухтомный труд "Государство" (1911-1912). Вел социалистическую пропаганду в многочисленных рабочих аудиториях. В академических кругах тогда возник слух, поддержанный знаменитым «охотником на провокаторов» В.Л. Бурцевым, что Рейснер якобы предлагал себя в качестве агента департамента полиции, но последним не был принят. В 1914 году Михаил Андреевич открыто выступал в аудиториях высшей школы против начавшейся Мировой войны, а в 1915-1916 годах совместно с дочерью Ларисой издавал журнал "Рудин", в котором они вели пропаганду против войны и социал-патриотизма. После Февральской революции Рейснер выступил против Учредительного собрания, в лекциях и брошюрах доказывая его неправомерность в той форме, в какой оно созывалось в России. Он требовал или всенародного голосования, или замены его голосованием Советов, так как признавал, что вся власть принадлежит именно Советам. С октября 1917 года активно включается в советское строительство. Рейснер развивал идею пролетарского интуитивного права в виде "революционного правосознания" и по предложению Ленина назначен заведующим вновь создаваемым отделом законодательных предположений Народного комиссариата юстиции. Необходимо отметить, что Декрет об отделении церкви от государства в Советской России был написан Рейснером. Впоследствии Михаил Андреевич принимал участие в разработке первой Советской конституции 1918 года, работал в Наркомпросе, проводя первую реформу высшей школы, совместно с M. H. Покровским основал Социалистическую (впоследствии Коммунистическую) академию как центр марксистского обществоведения, содействовал основанию Смоленского университета. В 1919-20 годах находился на фронте (начальник политотдела, а затем политуправления) а затем вернулся к научной работе. Написанная во время Гражданской войны и выпущенная в 1923 году книга "Государство буржуазии и РСФСР" представляет собой опыт разработки учения о государстве Советов с точки зрения социально-психологического подхода, разработанного в духе исторического материализма. В 1925 году выходят книги: "Право, наше право, чужое право, общее право", излагающая теорию права с марксистской точки зрения с подробным анализом советского права, и "Проблемы социальной психологии", где на основе данных рефлексологии и новейшей психологии рассматривалась теория "социальных раздражителей". В 1926 году Рейснер закончил труд по социальному анализу восточных религий под названием: "Идеологии Востока". Для "Энциклопедического словаря Гранат" им написан ряд статей по вопросам права и государствоведения. Он активно участвовал в антирелигиозной пропаганде (популярная книжка "Надо ли нам верить в бога"), был также одним из основателей Русского психоаналитического общества М.А. Рейснер предпринял серьезную попытку разработки на базе марксизма вопросов социальной идеологии и психологии, религии, государства и права. Однако, в общем и целом научной теории Рейснера было отказано в признании. Михаил Андреевич Рейснер скончался в Москве 3 августа 1928 года. Урна с его прахом захоронена на новом Донском кладбище, в бывшем главном здании крематория (колумбарий 1, секция 11). В настоящее время захоронение находится под угрозой исчезновения: сильно запущено, надпись не читается. То, что это захоронение М.А. Рейснера, установлено по инвентарной книге Донского кладбища, за что благодарю его администрацию. Дочь М.А. Рейснера - Рейснер Лариса Михайловна (1895-1926) - революционерка, участница Гражданской войны в России, журналистка, советская писательница, поэтесса. Похоронена в Москве, на Ваганьковском кладбище. Сын М.А. Рейснера - Рейснер Игорь Михайлович (1899-1958) - советский востоковед, один из основоположников совектской индологии и афганистики, доктор исторических наук. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
|