БАРСКАЯ Маргарита Александровна (1903-1939)
Кинорежиссер, драматург, актриса, теоретик кино, педагог. Основоположник детской кинематографии в нашей стране.
Родилась в Баку, в семье шляпницы, имела двух младших сестер – Анну и Евгению. Актерские способности проявила очень рано. В 1909 году в Баку приехала на гастроли со своим театром В. Ф. Комиссаржевская. Для своих актеров она сняла комнату у шляпницы Барской, и однажды взяла шестилетнюю Марочку изобразить дочь Норы в пьесе Ибсена. Возвращая девочку матери, Вера Федоровна сказала: «Из этой малышки вырастет большая актриса».
После окончания в 1922 году Государственной Азербайджанской (русской) драматической студии Маргарита получает приглашение в передвижной гастрольный театр «Красный факел», находившийся в то время в Баку, и вскоре занимает в нём ведущее положение. Большинство сыгранных ею ролей были детскими, и уже с тех пор систематические наблюдения за ребенком положили основу её сознательному желанию работать в кино для детей.
Год спусти, Барская оставляет «Красный факел» и уезжает в Одессу, где поступает в Госдраму. После одного из выступлений она заключает договор с Одесской кинофабрикой, где знакомится с одним из родоначальников российского кинематографа П.И. Чардыниным, становится его ученицей, а затем женой. Снимается в нескольких фильмах украинских кинематографистов: «Тарас Трясило» (панна Ягелла), «Ягодки любви» (первый фильм Александра Довженко, роль девушки) и других. Ведет работу по литературной части кинофабрики, пробуя себя как сценаристка (сценарий «Тарас Шевченко»), становится «черновым режиссером».
В 1929 году, после развода с Чардыниным, переезжает в Москву, организует детскую секцию при АРРК (Ассоциация революционных работников кинематографии) и избирается её председателем. Затем работает на киностудии «Межрабпом-Русь» (позднее – «Союздетфильм»).
В начале 30-х годов, по своему же сценарию, Маргарита Барская создает первый детский звуковой фильм «Рваные башмаки», вышедший на экран в 1933 году, несмотря на сопротивление перестраховщиков от искусства. Среди занятых в фильме актеров была Клавдия Половикова. Действие фильма происходит в Германии накануне прихода нацистов к власти, и поэтому в качестве консультанта фильма, как знаток Германии, был приглашен Карл Радек. Возникшее тогда знакомство Карла Бернгардовича и Маргариты Александровны стало весьма близким.
«Рваные башмаки» вошли в золотой фонд отечественной и мировой киноклассики. Фильм обошел экраны многих стран, получил высокую оценку М. Горького и Р. Роллана. «Нью-Йорк-Таймс» предсказывала его создательнице большое будущее в кинематографе. Имя Маргариты Барской становится широко известным.
Однако удавка казарменного социализма, всё туже затягивающая страну, не способствовала творчеству. От художника теперь требовалось только одно – приспособленчество. Маргарита – человек честный, прямой, искренне преданный идеалам революции – выбрать этот путь органически не могла. Она предпочла остаться верной своим идеалам, несмотря ни на что.
Режиссера переполняют творческие планы, однако реализовать их ей упорно не дают: уже подходит 1937 год. Наконец, ей удается отснять по своему сценарию фильм «Отец и сын», посвященный морально-воспитательной теме. В роли отца снялся Лев Свердлин. Фабула: отец – директор большого завода, полностью поглощенный своей работой, и ему некогда заниматься сыном (мать рано умерла), который отбивается от рук и попадает в дурную кампанию, познакомившись с прелестями московского дна, показанного весьма реалистично.
На общем собрании коллектива студии «Союздетфильм», где требовалось принять очередную резолюцию «смерть врагам народа», Маргарита поднимает руку против, прекрасно сознавая, что подписывает приговор себе. Конечно, сразу последовал вызов на Лубянку, где женщина ведет себя исключительно достойно, категорически отказавшись кого-либо оговорить или что-либо подписать. Происходит «чудо» - Барской подписали пропуск на выход, но её творческая жизнь подошла к концу. Увольнение с работы, исключение из Союза писателей и отовсюду, откуда можно, постоянная угроза ареста, жизнь случайными заработками, «вакуум» вокруг. Её припоминают знакомство с Радеком. Кинофильм «Отец и сын» объявляется «антисоветским», «вредительским» и отправляется в спецхран, где сохранились только отдельные его фрагменты. Когда в конце 60-х годов фильм попытались восстановить, ничего не получилось.
Интересно, что одно из предъявленных Маргарите обвинений (сохранившееся в стенограмме общего собрания) звучало, как «клевета на советский преступный мир». (Как же! Советский паралич – самый прогрессивный в мире.) Становится не на что жить. Свои чувства Барская отразила в дневниковой записи: «В нормальное время я чаще стремилась изолироваться от людей, а теперь я чувствую себя, как в стеклянной банке. Кругом всё видно, совсем рядом со мной, но это – прозрачная стенка». В этот момент поддержку Маргарите оказал друживший с ней Антон Семенович Макаренко, пригласивший её совместно писать сценарий «Флаги на башнях». Но в апреле 1939 года Макаренко не стало.
В сентябре 1939 года Маргарита Александровна Барская, измученная долгой «пыткой ожиданием» и лишенная средств к существованию, покончила с собой, бросившись в окно своей квартиры в кооперативном доме кинематографистов (Большая Никитская. 47-а).
М. Барская похоронена на Новом Донском кладбище. Захоронение в секции 1 колумбария 9, непосредственно у входа в некрополь. Войдя в ворота нужно немедленно повернуть налево и подойти к первой колумбарной секции внешней ограды.
Не исключено, что Маргарита Барская – прототип героини романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргартита» Милицы Андреевны Покобатько – актрисы передвижного театра, жившей вблизи Елоховского собора, в Гавриковом переулке. Маргарита Александровна Барская тоже работала в передвижном театре, приехала с Украины и одно время жила вблизи Елоховского собора, в Гавриковом переулке.
Стоит заметить, что в энциклопедическом кинословаре годом смерти Маргариты Барской ошибочно указан 1937, в связи с чем в некоторых источниках ошибочно утверждалось, что она была расстреляна.
Материал о жизни и творчестве Маргариты Барской любезно предоставлен её племянником, инженером Д.А. Барским.