МоскваНовое Донское кладбище |
|
БЕЛЯКОВ Алексей Александрович (около 1869 – 1927)Деятель революционного движения в России. Родился около 1869 года в крестьянской семье. Народный учитель. Революционную деятельность начал в 1880-е годы¸ как народоволец. В 1891 году привлекался к дознанию при Самарском жандармском управлении (передал для переписки брошюру "Помощь побегам"); по высочайшему повелению 14 октября 1892 года подвергнут аресту при полиции на 1 месяц и отдан под надзор в избранном месте жительства на 1 год. В 1893 году народный учитель в селе Царевщина Беляков - в кругу первых самарских марксистов: работает в марксистских кружках (вместе с Владимиром Ульяновым), ведёт организационную работу по их созданию. Об этом этапе своей жизни Алексей Александрович впоследствии рассказал в своих воспоминаниях «Юность вождя», опубликованных, да и то не полностью, лишь в 1957 году, в сборнике воспоминаний «Молодые годы В.И. Ленина». Причиной столь длительного цензурного запрета была лишь в том, что мемуарист показал своих товарищей не ходячими схемами, а живыми людьми, что делало их только привлекательнее. Но соответствующие «инструкции» составляли «историки в штатском». Беляков подробно описывает революционную, пропагандистскую деятельность самарских кружковцев (и просто своих друзей) – Владимира и Дмитрия Ульяновых, Анну Ульянову-Елизарову и её мужа Марка Елизарова, Алексея Скляренко, Марию Лебедеву, Ивана Кузнецова. Кружковая деятельность, пропаганда марксизма, споры с народниками. И здесь же обычное человеческое времяпровождение. В то время, несмотря на все теоретические разногласия, молодые марксисты достаточно уважительно относились к своим предшественникам – революционным народникам. По рассказу Анны Ильиничны Ульяновой: «Иногда в... воскресные дни мы целой компанией, т. е. Елизаровы, Владимир Ильич, я и молодежь, бывавшая у Ульяновых (А. П. Скляренко, А. А. Беляков и А. М. Лукашевич), отправлялись к А.И. Ливанову и его жене В.Ю. Виттен (бывшие ссыльные по процессу 193-х). Инициатором этих визитов был Владимир Ильич, и я, помню, удивлялась, с каким вниманием и как серьезно Владимир Ильич слушал незатейливые, а иногда и курьезные воспоминания В.Ю. Виттен. Как вспоминал А.А. Беляков, «в конце апреля 1890 года Скляренко внес предложение организовать “кругосветное путешествие”, как называлась поездка по рекам Волге и Усе... Выезжали от Самары вниз по р. Волге на запад до с. Переволока. У этого села лодка на лошадях перевозилась с Волги на р. Усу (от 11/2 до 2 верст), а затем вниз по течению р. Усы, впадающей в р. Волгу против г. Ставрополя [ныне Тольятти – А.Н.], сплавлялись до Волги и вниз по реке Волге доплывали до Самары, появляясь с востока. Таким образом, самарцы за 3—4 дня доказывали, что земля кругла, и получали при этом массу удовольствия. Поездка была принята очень единодушно. Особенно охотно на нее согласился Владимир Ильич... Обычно самарское “кругосветное путешествие” можно было проделывать только в течение мая, когда Волга и ее притоки имеют наибольшую воду,..» Со страниц воспоминаний Белякова предстают ночевка у подножия утеса Стеньки Разина, шторм на Волге, весёлое времяпровождение молодых людей – гребля, борьба на песке. И здесь же – бесконечные теоретические дискуссии. Запомнилось Белякову, как в одном из разговоров Владимир Ульянов заметил, что “веру нельзя придумать, сочинить. А если веру придумать и даже очень хорошо, как это сделал граф Толстой, то эта вера не изменит человеческих отношений, эта вера бессильна в жизни, а вот рынок-базар всякую веру для себя приспособит; жизнь идет по своим правилам, законам. Наука, история доказывает, что не вера изменяет человеческие отношения, а, наоборот, человеческие отношения, вернее, хозяйственные нужды, хозяйственные отношения могут изменить всякую веру, приспособить ее для нужд хозяйства почти без всякого труда”... Скольких бед удалось бы потом избежать, если бы пришедшие к власти в 1917 году большевики не забыли эти слова. «Веру» стали создавать искусственно, поддерживая её посредством ГБ, милиции, ГУЛАГа и своры «активистов»-стукачей. Вот и рухнули в конце концов и Коммунистическая партия, и Советский Союз. Рассказал также Беляков, как трое молодых людей - автор воспоминаний, Алексей Скляренко и Владимир Ульянов любили коротать время в павильоне Жигулевского пивоваренного завода. Ну, собственно и что? Почему надо было это скрывать? Ведь их не представишь себе на улице, тянущими пиво из горлышка. В 1896-97 годах Алексей Беляков явился одним из организаторов "Уральского рабочего союза" в Челябинске. Через Белякова, состоявшего постоянным сотрудником передовой омской газеты "Степной Край", челябинская группа инициаторов "Союза" опубликовала в ней распространенный затем по всему Уралу материал об экономическом движении златоустовских рабочих. А.А. Беляков был арестован в марте 1898 года во время провала "Союза" предателем А. Хорьковым и в мае того же года доставлен в Екатеринбургскую тюрьму; по постановлению Особого совещания при министре внутренних дел в июле выслан в Архангельскую губернию на три года. По отбытии ссылки Алексей Беляков живёт в Сибири, изучает технику, получает звание техника-строителя, после чего руководит постройкой здания Технологического института в Томске и новых больших скотобоен в Омске, проводит научное исследование вод, одновременно ведет революционную пропаганду среди рабочих. Вновь подвергся аресту. После раскола РСДРП Беляков примкнул к большевикам. В конце 1905 года работал в Петербурге при большевистской газете "Новая Жизнь"; в 1906 году послан в Выборг для налаживания выпуска органа большевиков "Пролетарий"; затем управлял типографией Березина в Петербурге. Арестован в 1911 году. 1917 год застал А.А. Белякова в Грузии, в Тифлисе. За просоветскую и пророссийскую деятельность грузинское меньшевистское правительство Ноя Жордания заключает его в Тифлисскую тюрьму. В 1920, году при содействии советского представителя в Грузии С.М. Кирова, Беляков был освобожден и переехал в Москву. Работал в ВСНХ (в сфере текстильной промышленности), в редакции Госиздата, в институте Ленина, сотрудник "Известий ЦИК СССР". Руководил восстановлением и пуском фабрики «Красный восток». В конце жизни вернулся к своей строительной специальности, увлекшись идеей сооружения Дома нового коммунистического быта и участвуя в его проектировании и строительстве. Алексей Александрович Беляков скончался в Москве 16 октября 1927 года. Его тело было предано кремации в Донском крематории, открывшемся за десять дней до его смерти. Урна с прахом А.А. Белякова захоронена в бывшем главном здании Донского крематория (колумбарий 1, секция 16). Здесь же – урна с прахом его сына Александра Алексеевича, ушедшего из жизни в 1990-е годы, в почти столетнем возрасте. Качественное фото захоронения сделать трудно из-за темноты и стекла, прикрывающего захоронение.
|