АКСЕЛЬРОД Любовь Исааковна (1868-1946), литературный псевдоним Ортодокс.
Деятель российского революционного движения, философ и литературовед.
История российского революционного движения знала трех Аксельродов, и Любови Исааковне Аксельрод-Ортодокс досталось второе место - после Павла Борисовича Аксельрода (1850-1928), известного революционера, одного из основателей группы «Освобождение труда» и одного из лидеров меньшевиков. Третьей была сестра Любови Аксельрод Ида Исааковна (1872-1917), социал-демократ, сторонница Плеханова, литературный критик-философ. Ее памяти Л.И. Аксельрод посвятила сборник своих статей «Против идеализма».
Л.И. Аксельрод-Ортодокс была заметной фигурой в русском революционном движении. Но, в силу разных причин, она оказалась в тени и, как-то походя, забытой. В отличие от более ярких персонажей - явных политических противников существующего строя или режима, Аксельрод не была предана государственной анафеме, ее не вычеркивали из энциклопедий, хотя и много места там не уделяли. Однако ее вклад в развитие и распространение марксизма и в предреволюционную «войну перьев» оказал значительное влияние на дальнейшее развитие марксистской философии в нашей стране.
Л.И. Аксельрод родилась в 1868 году в местечке Дуниловичи Виленского уезда Виленской губернии. В пятнадцать лет ушла из дома, чтобы примкнуть к полтавскому народовольческому кружку. Революционной пропагандистской деятельностью занималась в Харькове и Мелитополе, Петербурге и Вильно. Летом 1887, после провала народовольческой организации в Вильне ей пришлось бежать из России, так как после неудачного мартовского покушения на Александра III полиция всерьез занялась нелегальными организациями. Она спешно эмигрирует во Францию, затем переезжает в Швейцарию. В 1892 году, окончательно порвав с народничеством, Любовь Аксельрод перешла на позиции марксизма, вступила в группу «Освобождение труда» и на протяжении многих лет оставалась самым преданным соратником её лидера Г.В Плеханова.
В эмиграции Аксельрод закончила философский факультет Бернского университета и в 1900 году получила степень доктора философии за работу по этике и эстетике Льва Толстого, опубликованную на немецком языке в Штутгарте. В мае того же года она вошла в революционную группу «Социал-Демократ», образованную членами «Освобождения труда» и расколовшегося «Союза русских социал-демократов за границей». В октябре 1901 года группа объединилась с заграничным отделом «Искры» — первой массовой нелегальной газетой российской социал-демократии. С 1902 года Аксельрод начала работать в редакции «Искры», взвалив на себя нелегкий труд поддержания связей с корреспондентами и авторами газеты. Одновременно она писала для «Искры» статьи на философские темы, которые, по словам современника, «давали возможность неучу читать доклад по марксистской философии». Однако после II съезда РСДРП и раскола на «меньшевиков» и «большевиков» раскололась и редакция «Искры». В возникшем противоборстве Аксельрод сразу заняла позиции «правильного» марксизма, противостоящего группе «ренегатов» во главе с Лениным. Раскол нисколько не повлиял на ее «правоверность»: она одинаково жестко критиковала за отступление от марксистской логики и догматики и тех, и других: ещё с конца 1890-х годов свои статьи она начала подписывать псевдонимом «Ортодокс». Вслед за Лениным, очень язвительно начавшим отзываться о бывших товарищах-искровцах, пренебрежение по отношению к Л.И. Аксельрод перешло и в советские источники. Однако, несмотря на презрение к «господам» меньшевикам, тот же Ленин очень серьезно отнесся к замечаниям Аксельрод в отношении своей главной философской работы — «Материализм и эмпириокритицизм», хотя так никогда и не ответил на эту критику.
По амнистии членам оппозиционных партий, объявленной царским правительством в 1906 года, Аксельрод вернулась в Россию уже как видный деятель партии меньшевиков и самый авторитетный после Г. В. Плеханова эксперт по вопросам марксистской философии. Она жила в Петербурге, занималась журналистикой, сотрудничая с редакциями «Нашей Зари», «Народной Думы» и «Рабочей Газеты», а также участвовала в работе нелегального Центрального бюро профсоюзов. В 1906 году вышел в свет сборник «Философские очерки», где с марксистских позиций критиковала изменившиеся философские установки Н. А. Бердяева, П. Б. Струве и других бывших легальных марксистов, а также гносеологию И. Канта и неокантианцев. Благодаря этому сборнику и, особенно, статьям, направленным против A. A. Богданова и других «философских отступников» от марксизма (позднее эти статьи вошли в изданный в 1922 сборник «Против идеализма»), в обличении которых опередила В. И. Ленина, она завоевала в среде российской социал-демократии, в том числе и большевиков, репутацию непоколебимого защитника «чистоты» марксистской философии (отсюда и псевдоним «Ортодокс»).
С началом Первой Мировой войны она, вслед за Плехановым, заняла активную «оборонческую» позицию.
С 1916 г., вместе с другими «оборонцами» - А.Н. Потресовым и П.П. Масловым, Л.И. Аксельрод начала издавать двухнедельный журнал «Дело». Статья в первом номере «Простые законы права и нравственности» закрепила за ней звание «идеалистки». Между тем в этой работе, построенной как ответ Л. Мартову, обвинившему Плеханова в «измене» - одобрении кантианских положений в отношении этики, Аксельрод фактически ставит проблему социального идеала - его формирования, проявления, изменения, влияния на общественные процессы и т.д. В марксистской философии анализ этого явления на подобном теоретическом уровне появится только в 1920-е годы.
Будучи членом предпоследнего (май 1917 года) состава Центрального Комитета меньшевистской РСДРП, а затем членом ЦК плехановской группы «Единство, после Октябрьской революции Аксельрод оказалась, мягко говоря, не у дел. Сосланная в Томск вместе с другими членами ЦК, она окончательно оставила всякую политическую деятельность, которой отдала более тридцати лет жизни. Возможно, именно этот резкий отказ, в немалой степени обусловленный смертью ее наставника и учителя Г.В. Плеханова - «дедушки русского марксизма», спас впоследствии Л.И. Аксельрод от ГУЛАГа и ссылок. Возвратившись в Москву в начале 1920-х годов, Аксельрод, вместе со своим будущим теоретическим оппонентом А.М. Дебориным, была приглашена в Институт Красной профессуры читать лекции по истории философии и историческому материализму. Случилось это вопреки фактическому доносу Емельяна Ярославского, ведавшего тогда вопросами партийного образования и завернувшего инициативу Института пригласить Аксельрод. Но, по мнению Ленина, и Аксельрод, и Деборина было необходимо «привлечь к выработке детальной программы (и конспекта лекций) по философии и плана изданий по философии». Еще раньше Ленин, прекрасно понимавший необходимость подготовки грамотных ученых-марксистов, лично беспокоился о сотрудничестве «Аксельродихи» с редакцией философского отдела Госиздата. Так что нелестно поминаемый истмат/диамат в официальной трактовке ВКП(б)-КПСС, своим рождением во многом обязан именно ей, меньшевичке Л.И. Аксельрод.
Затем Любовь Исааковна работала в Институте научной философии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов АН СССР и Государственной академии художественных наук. В 20-х годах она втянулась в активную полемику с представителями той «диалектики», что всюду старалась обнаружить прямое и явное участие «экономического базиса». Химия или биология, география или алгебра — везде «находились» такие связи. И хотя этот вездесущий «марксизм» был осужден за «перегибы», а его теоретики отправились в места, не столь отдаленные, официальный курс зачастую ориентировался именно на такой «сплав» идеологии и науки - вспомнить хотя бы «борьбу с вейсманизмом-морганизмом». В этой дискуссии Аксельрод защищала положения так называемого «механицизма», разновидности редукционизма, критикующего традиционную метафизику и рассматривающего развитие науки как механический процесс синтеза предыдущих знаний и появления на основе такого синтеза чего-то нового. Диалектики-формалисты, во главе с А.М. Дебориным, клеймили механицистов за махизм и эмпиризм. Группа Л.И. Аксельрод и Д. Б. Рязанова не оставалась в долгу, указывая на упрощение марксистской философии в работах «диалектиков». Назвать эти споры научной дискуссией сложно, так как оппоненты от теоретических доводов часто переходили к прямым политическим обвинениям, с легкостью инкриминируя друг другу «контрреволюционность» и тяготение к «буржуазной философии». Через некоторое время ГПУ использовало аргументы противоборствующих сторон, фабрикуя дела против участников дискуссии. Такое «радикальное» решение философских проблем в дальнейшем было опробовано и на других науках. Научные дискуссии становились, таким образом, преддверием громких процессов, «разоблачавших» «вредительство» и «контрреволюцию». Практически вся деборинская группа погибла в лагерях (сам академик А.М. Деборин, правда, репрессий избежал), репрессиям подвергся Институт Маркса-Энгельса, который возглавлял Д.Б. Рязанов, тоже ставший жертвой чисток. В результате Аксельрод вовсе оставляет занятия философией и углубляется в вопросы эстетики и литературную критику. Благодаря этому, она осталась в стороне от процессов против историков и философов, по странному стечению обстоятельств не подпала под печально знаменитый процесс меньшевиков («Дело Союзного бюро РСДРП», 1931) и осталась единственным видным социал-демократом в Советском Союзе, избежавшим сталинских репрессий.
В советское время был опубликован ряд работ Л.И. Аксельрод-Ортодокс: «К. Маркс как философ» (1924); «Критика основ буржуазного обществоведения и материалистическое понимание истории» (1924); «Этюды и воспоминания» (1925); «Лев Толстой» (1928); «К вопросу о мировоззрении Щедрина» (1933); «Идеалистическая диалектика Гегеля и материалистическая диалектика Маркса» (1934). Ей присваивается ученая степень доктора философских наук и ученое звание профессора.
Любовь Исааковна Аксельрод скончалась в Москве 5 февраля 1946 года. Похоронена на новом Донском кладбище. Её захоронение находится в закрытом колумбарии № 16 (секция 3, ниша 526). Захоронение может исчезнуть в очень скором времени. поскольку в настоящее время колумбарий № 16 находится в состоянии полного разрушения.
А между тем сейчас имя Любови Исааковны выходит из тени забвения: издаются её работы, её персоналия – в энциклопедическом словаре «Философы России XIX-XX столетий». О жизни и деятельности Л.И. Аксельрод-Ортодокс можно прочитать, в частности, в статье А. Боева «Любовь Аксельрод: История неправославного ортодокса», размещенной на страницах левого общественно-политического Интернет-журнала «Скепсис». Биография на данной странице моего сайта составлена на основе указанной статьи.
На верхнем фото - захоронение Л.И. Аксельрод-Ортодокс, на нижнем - "интерьер" закрытого колумбария № 16, в котором она покоится, по состоянию на апрель 2012 года: