МоскваНовое Донское кладбище |
|
ЛОЗИНО-ЛОЗИНСКИЙ Глеб Евгеньевич (1909-2001) Один из ведущих разработчиков советской авиационно-космической техники, генеральный конструктор НПО "Молния", доктор технических наук, профессор, вице-президент Российской инженерной академии, действительный член Международной академии астронавтики, Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской (1962) и Сталинских (1950, 1952) премий, генерал-майор. Родился 25 декабря 1909 года (по новому стилю - 7 января 1910 года), в городе Киеве в семье присяжного поверенного, столбового дворянина, представителя старинного рода (из этого рода известен поэт Серебряного века Алексей Константинович Лозина-Лозинский (1886-1916) ). Когда началась революция 1917 года, Лозино-Лозинские жили в городе Кременчуге. Здесь Глеб окончил трудовую школу, причем пошел сразу в седьмой класс (До этого с ним по всем предметам занимался отец), затем два года проучился в профтехшколе, где получил специальность слесаря. В 1926 году, после окончания профтехшколы (в 16 лет), Глеб, интересующийся энергетикой и проектированием промышленных предприятий, становится студентом факультета паросиловых установок Харьковского механико-машиностроительного института, который успешно окончил в 1930 году, с квалификацией инженера-механика по специальности «Паротехника». По распределению был направлен на Харьковский турбогенераторный завод. Его будущее, казалось бы, было вполне определено, однако случайность, осуществляя свой долгосрочный план, весьма необычным способом привела молодого конструктора в авиапромышленность. К тому времени Лозино-Лозинский, который участвовал в проектировании первой отечественной паровой турбины большой мощности, преподавал на курсах для квалифицированных рабочих и разработал новую методику расчета турбин, завоевал немалый авторитет среди коллег. Поэтому неудивительно, что именно ему в начале тридцатых годов было сделано предложение принять участие в создании паросиловой установки невиданной по тем временам мощности в 3000 лошадиных сил для бомбардировщика, который проектировал А. Н. Туполев. В 1932 году Лозино-Лозинский переходит на работу в Харьковский авиационный институт инженером научно-испытательной станции. С этого времени вся деятельность молодого конструктора была связана с авиастроением. В авиации он начинал как специалист по двигателям, создал первую в стране форсажную камеру для турбореактивного двигателя. Накануне Великой Отечественной войны Г.Е. Лозино-Лозинский работает на Киевском авиационном заводе. Вскоре после её начала, в 1941 году, он приходит заместителем генерального конструктора в только что созданное ОКБ к Артему Микояну, где трудится над проектами высокоскоростных самолетов. Участник организации серийного производства истребителей от «МиГ-9» до «МиГ-31». За создание перехватчика МиГ-25 в 1975 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Принимал непосредственное участие в создании фронтового истребителя «МиГ-29», генеральный конструктор самолета-перехватчика «МиГ-31». С 1971 года, после кончины Артема Микояна, Лозино-Лозинский - главный конструктор КБ. В 70-е годы он переключается на разработку авиационно-космической техники, став руководителем проекта «Спираль». Авиационно-космическая система «Спираль» - система, состоящая из орбитального самолёта, который должен был выводиться в космос гиперзвуковым самолётом-разгонщиком, а затем ракетной ступенью на орбиту. Проект «Спираль» был ответом на программу создания США космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 «Dyna Soar».(И в США, и в СССР эти программы были свёрнуты на разных стадиях разработки.) Самолёт-разгонщик, достигающий шестикратной скорости звука, был первым проектом гиперзвукового летательного аппарата с воздушно-реактивными двигателями. Его предполагалось возможным использовать и как пассажирский самолёт, что, безусловно, было рационально: его высокие скоростные характеристики позволили бы поднять скорости гражданской авиации. Для подготовки пилотов орбитального самолёта в 1966 году в Центре подготовки космонавтов была сформирована группа, возглавляемая Германом Титовым, в которую вошли члены отряда космонавтов, имевшие достаточную лётную подготовку. В ходе разработок был создан сначала проект 50-11 «Спираль» самолёта-аналога, затем «ЭПОС» (Экспериментальный пилотируемый орбитальный самолёт) Миг-105.11, для демонстрации реализуемости проекта, однако министр обороны А. А. Гречко не дал разрешения на запуск почти готового корабля в космос, начертав по разным источникам резолюцию «Фантазиями мы заниматься не будем» или «Это — фантастика. Нужно заниматься реальным делом». Работы по созданию, прерванные в 1969 году, были возобновлены в 1974 году. В 1976-1978 годах было проведено 8 испытательных полётов, во время которых аппарат ни разу не летал в космос. Работы над «Спиралью» были окончательно прерваны после начала разработки более современного и казавшегося более перспективным проекта «Энергия-Буран». Для этого в 1976 году было специально образовано НПО "Молния", генеральным директором и генеральным конструктором которого был назначен Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Советский многоразовый транспортный космический корабль «Буран», созданный в рамках программы «Энергия-Буран», задумывался, как военная система, и предназначался для: - комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях; - решения целевых задач в интересах обороны, народного хозяйства и науки; - проведения военно-прикладных исследований и экспериментов в обеспечение создания больших космических систем с использованием оружия на известных и новых физических принципах; - выведения на орбиты, обслуживание на них и возвращение на землю космических аппаратов, космонавтов и грузов. Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от «Шаттла», который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы). Данный факт — полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошёл в книгу рекордов Гиннеса. Реализация этого проекта стала вершиной отечественной космической индустрии конца XX века. Ряд технических решений, полученных при создании «Бурана», до сих пор используются в российской и зарубежной ракетно-космической технике. В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта - после распада СССР у России не было средств, чтобы продолжить работу над авиакосмическими системами. Единственный летавший в космос (1988) «Буран» был уничтожен в 2002 году при пожаре и обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия». Одно из экспериментальных изделий "Бурана" стало «умным» аттракционом в Москве, в Парке имени Горького (разбирать оказалось очень дорого, а расплавлять и продавать лом за границу в "Молнии" не решились). Помимо "Бурана", возглавляемое Лозино-Лозинским НПО создало космические аппараты "Бор-4" и "Бор-5". Сразу же после того как "бурановская" программа была закрыта, возглавляемое Лозино-Лозинским НПО "Молния", начало работы над ее логическим продолжением - многоразовой авиационно-космической системой МАКС. Речь шла о небольшом крылатом корабле, который должен запускаться с самолета-разгонщика Ан-225 "Мрiя" (точнее на базе Ан-225 предполагалась разработка нового самолета-носителя Ан-325), после чего с помощью собственных двигателей сможет выходить на орбиту, совершать маневры и самостоятельно возвращаться на Землю. При этом орбитальный самолёт может быть как пилотируемым, так и беспилотным. МАКС предназначалась для выведения на околоземную орбиту и возврата с нее различных полезных грузов, транспортно-технического обеспечения космических объектов различного назначения, проведения аварийно-спасательных работ, осуществления контроля за космическим пространством, экологического мониторинга земной поверхности. Программа «МАКС» получила золотую медаль (с отличием) и специальный приз премьер-министра Бельгии в 1994 году в Брюсселе на Всемирном салоне изобретений, научных исследований и промышленных инноваций «Брюссель-Эврика-94». После успеха "Бурана" Г.Е. Лозино-Лозинский по рекомендации ряда академиков АН СССР подал документы на присвоение ему звания академика. Но когда Г.И. Марчук, тогдашний президент АН СССР, показал М.С.Горбачеву соответствующий список, тот, увидев фамилию Лозино-Лозинского, сказал: "Послушайте, зачем вы выдвигаете какое-то старье? (Ему тогда было 78 лет.) У нас и так средний возраст академиков недопустимо высок. Если же ваш Лозино-Лозинский и в самом деле такой заслуженный, то он и без такого звания получит известность. Для этого вовсе не обязательно быть академиком". Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский скоропостижно скончался в Москве 28 ноября 2001 года на 92-м году жизни. Похоронен на новом Донском кладбище, за мемориалом Великой Отечественной войны, слева от бывшего главного здания крематория. Г.Е. Лозино-Лозинский - Герой Социалистического Труда (1975). Награжден также двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997), удостоен звания лауреата Ленинской и двух Сталинских премий, а также международной премии имени Вернера фон Брауна.
|