Москва

Новое Донское кладбище 

ЗАРЗАР (ЗАРЗЭР) Валентин Ананьевич (1899-1933)

Советский государственный и военный деятель, один из организаторов советской авиации, ученый-юрист и географ.

Родился 28 февраля 1899 года в Килии (Бессарабия, ныне - Одесская область Украины), в устье Дуная, в семье адвоката, молдаванин. Купеческий род Зарзэров издавна известен в Килии, активно участвовал в финансировании сооружения знаменитого Свято-Николаевского православного храма.

В 1918 году 19-летний Валентин Зарзар становится коммунистом. В годы Гражданской войны сражается в рядах Красной армии на Деникинском фронте и против отрядов батьки Махно. Боец 2 конной армии, командир батареи, комиссар полка, начальник артиллерийских курсов. По окончании Гражданской войны – командир армейского корпуса. Одновременно заканчивает юридический факультет Московского университета и Высшую Артиллерийскую школу в Москве.

Увлекшись авиацией, Зарзар приходит работать в эту область и активно участвует в   становлении воздушного флота советской страны, быстро выдвинувшись в ряд его основных руководителей. Был одним из организаторов Осоавиахима и Общества друзей Воздушного Флота, способствуя тем самым вовлечению миллионов советских людей в дело создания отечественной авиации. Затем Главный инспектор Гражданской авиации СССР, член Правительственной комиссии по дальним перелетам вместе с С.С. Каменевым и П.И. Барановым. С 1930 года – член Президиума Госплана СССР, возглавлявший планирование авиационной промышленности и автомобилестроения. Редактор журналов "Самолет", "Советское воздушное право", заведующий отделом науки и техники газеты "Известия". Первым поставил вопрос о необходимости создания специальных учебных заведений для подготовки специалистов гражданской авиации с учетом её специфики. Участник самых сложных перелетов на первых советских самолетах в неизведанных местах Сибири, один из организаторов поисков и спасения экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» в 1928 году, руководитель Трансевропейского перелета в 1929 году по маршруту: Москва-Берлин-Париж-Рим-Марсель-Лондон-Варшава-Москва.

Самолет конструкции А.Н. Туполева АНТ-9 «Крылья Советов» (первый пилот М.М. Громов) поднялся в воздух с московского Центрального аэродрома 10 июля 1929 года. Трансевропейский перелет АНТ-9 проводился по специальному постановлению Правительства СССР с целью демонстрации достижений советского авиастроения. Начальником экспедиции, как уже говорилось, являлся В.А. Зарзар. На борту находились ведущий авиаконструктор туполевского КБ А. Архангельский, как технический руководитель перелета,  журналисты Михаил Кольцов и Алексей Гарри, художник-карикатурист Борис Ефимов.

Этот перелет Герой Советского Союза Михаил Михайлович Громов впоследствии подробно описал в своих воспоминаниях. О комфортности тогда думать не приходилось. Тот же первый пилот должен был в течении десяти часов сидеть за штурвалом не меняя позы. Ну а немедленно начавшаяся болтанка привела к очевидным последствиям. Пассажирам приходилось то и дело ходить в отхожее место, что вызывало недовольство пилота, поскольку вело к разбалансировке самолета. По этому поводу незамедлительно появилась карикатура Бориса Ефимова: Громов повернулся, сидя за штурвалом с грозным видом, и из его рта льются слова: "Опять кто-то пошёл в уборную?!"... Обстановку разрядил сам Валентин Зарзар. За 30 минут до посадки Громов предупредил его об окончании первого этапа перелёта. Зарзар тут же написал записку, которую передал остальным пассажирам: "Уберите себя и возле себя". С этого момента все были весело настроены. Во время перелета Зарзар нередко подменял второго пилота.

«Крылья Советов» торжественно и тепло встречали в европейских столицах. Особенно помпезно проходили встречи в Италии. На аэродром прибыл Итало Бальбо - заместитель министра ВВС Италии, фактический командующий итальянскими ВВС (должность министра ВВС занимал сам Муссолини). Через 2-3 дня вся экспедиция была представлена Бенито Муссолини. На автомашинах экипаж и пассажиры АНТ-9 подъехали к его летней резиденции и прошли в Круглый зал. Бальбо шёл впереди, за ним - В.А. Зарзар, затем – М.М. Громов, и далее все остальные.    Через несколько минут вошёл дуче. Поздоровавшись и пожав всем руки, он встал в непринуждённую позу, скрестив руки на груди. Это был человек средних лет, небольшого роста, широкоплечий, могучего телосложения. Крупное лицо с большими чёрными блестящими глазами и мощной, выдающейся вперёд челюстью производило впечатление необычайной воли. Он держался просто, без какой-либо наигранности. Побеседовав минут пятнадцать, он попрощался со всеми и вышел из зала. Бальбо с восхищённым видом воскликнул, подняв вверх правую руку:
   - Теперь вы понимаете, что мы готовы умереть за него!

Вот какую характеристику дает своему земляку Валентину Зарзару русскоязычный молдаванско-румынский националистический сайт: 

«В биографии Зарзара много впечатляющих моментов: смелость, ум, эрудиция, большие организаторские способности. Впечатляет смелость и смекалка первых советских летчиков, включая Зарзара, которую проявляли при посадке самолетов в самые неизведанные места тайги, там, где не ступала нога человека. По существу, Зарзар открыл первые сибирские аэродромы! Это человек из романов Жюля Верна. Зарзар - одна из самых романтических личностей Советской истории. Его можно считать также крупнейшим советским географом. Представим себе, что найдутся бортовые журналы или дневники Зарзара и его друзей. Это будет бестселлер! Великий исследователь, остроумный, смелый, способствовавший в огромной степени прогрессу человечества».

Прекрасно сказано! После этого, правда, следуют сетования, что такой выдающийся деятель, как Валентин Зарзар, впрочем, как и, Михаил Фрунзе, Сергей Лазо, не стал великим деятелем «Великой Румынии», а «бесполезно» потратил свои силы на пользу ненавидимой националистами «Советской империи». Пускай треплются! От этого Зарзар для нас, русских людей, хуже не становится.

Юрист по образованию, Зарзар стал теоретиком и основателем советского воздушного права. Основные его работы: «Борьба за воздух. Проблемы современной воздушной политики и ее правовой регламентации» (1927), «Международное публичное воздушное право» (1927), «Современное состояние воздушных средств, как предпосылка развития воздушного права» (1927). Задолго до наступления космической эры Валентин Ананьевич задумался о правовых аспектах освоения космоса, предвосхищая  космонавтику и будущие ее юридические проблемы. В 1926 году В.А. Зарзар предположил, что в будущем на определенной высоте будет установлен международный режим космических полетов, который заменит режим государственного суверенитета в воздушном пространстве.

Жизнь Владимира Ананьевича Зарзара трагически оборвалась 5 сентября 1933 года, в результате авиационной катастрофы вблизи станции Лопасня под Москвой, унесшей жизни четырех крупнейших руководителей советской авиации: начальника Главного управления авиапромышленности Наркомтяжпрома СССР П.И. Баранова, начальника Главного управления ГВФ А.З Гольцмана, члена Президиума Госплана СССР В.А. Зарзара и начальника Филевского авиазавода С.П. Горбунова.

В этот день на самолете Р-6 группа руководящих работников авиапрома вылетела в инспекционную поездку в Крым. С ними полетела также жена Баранова, Бела Моисеевна, упросившая мужа взять ее с собой к детям, отдыхавшим в Крыму. Пилотировали самолет шеф-пилот Глававиапрома Дорфман и бортмеханик Плотников. Погода была в тот день нелетная - стоял сплошной, до самой земли, туман от Москвы до Харькова.  Пассажирский вариант Р-6, на котором предстояло лететь, был плохо оборудован для полётов в облаках. Да и летчик Дорфман не был силён в подобного рода полётах. Тем не менее,  Баранов настоял на вылете, а у  Дорфмана не хватило мужества отказаться. В 9 утра перегруженный самолет взял курс на юг. Приборов и радиооборудования для слепого полета на самолете не было. Дорфман вынужден был вести машину так, чтобы не терять видимость земли. Пролетая над Подольском, самолет колесами оборвал и утащил за собой канатик любительской антенны, укрепленной на высоких шестах. Затем задел элероном левой плоскости за верхушку высокой ветлы. Левая консоль крыла отвалилась, а самолет носовой частью ударился о землю и рассыпался. Все пассажиры и экипаж погибли.

После этой катастрофы Политбюро ЦК ВКП(б) по личному настоянию И.В. Сталина приняло специальное решение, запрещавшее ответственным работникам без крайней необходимости пользоваться самолетами, под страхом строгого партийного взыскания.

На одном из венков, возложенных к гробу В.А. Заразара, было написано: "Старейшему работнику Гражданской авиации". Отрасль была молодая, и создавали её молодые. Поэтому 34-летний Зарзар и оказался "старейшим работником".

Имя В.А. Зарзара было присвоено Московской городской планерной школе. В память погибших деятелей советской авиации был создан НИИ планеризма и легкомоторного авиастроения.

В.А. Зарзар похоронен в Москве, на Новом Донском кладбище. Его захоронение находится в колумбарии № 1 Главного здания бывшего крематория (секция 10), недалеко от захоронения С.П. Горбунова. П.И. Баранов и А.З Гольцман покоятся на Красной площади. Б.М. Баранова – на Новодевичьем кладбище.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz