МоскваНовое Донское кладбище |
|
КАЛАШНИКОВ Алексей Георгиевич (1893-1962) Ученый-геофизик, педагог, государственный деятель, академик АПН РСФСР. Родился в Москве. Окончил физико-математический факультет Московского университета (1917). Преподавал в гимназии и учительской семинарии в Москве. Впрочем, круг его интересов уже тогда не ограничивался школой. Сохранилась фотография московского кружка под руководством крупнейшего русского ученого-физика, открывателя светового давления П.Н. Лебедева, на которой 19-летний Калашников стоит рядом с будущим президентом Академии наук СССР Сергеем Вавиловым, будущими академиками В.К. Аркадьевым и П.П. Лазаревым, еще молодыми Б.В. Ильиным, Л.И. Лисицыным, А.Б. Млодзеевским, А.К. Тимирязевым, Э.В. Шпольским. Сфера, в которой молодой ученый мог рассчитывать на продвижение, казалась ясной. Революция и гражданская война спутали в ней все карты. Но Калашников не слишком роптал. Ведь он был молод, образован, политически нейтрален, а нуждавшаяся в кадрах новая власть поначалу обещала им многое. В голодном 1919 году Алексей Калашников делает решительный шаг, поступает на службу в Наркомпрос РСФСР, начинает заниматься «марксистской педагогикой», отдав дань увлечению политехнизацией школы, и делает весьма успешную карьеру на советской службе. В 1921-1923 годах он заведует Моспрофобром, затем отделением педагогического образования Главпрофобра и редакционным сектором Госиздата. В 1926-30 годах А.Г. Калашников - заместитель директора НИИ научной педагогики, В 1931-38 работал в НИИ политехнического труда (позднее НИИ политехнического образования, с 1937 - НИИ средней школы), Его книга «Опыт построения индустриально-трудовой школы ближайшего будущего» в начале 20-х выдерживает 4 издания. Параллельно с подготовкой трех томов «Педагогической энциклопедии» (1927-1930) Калашников пишет «Очерки марксистской педагогики», участвует в работе педологических совещаний и съездов. В 1919-25 годах разрабатывал пути создания индустриально-трудовой школы и формы подготовки для неё педагогических кадров. В качестве ведущих методов обучения выделял исследовательский и бригадно-лабораторный, как наиболее способствующие пониманию труда как современного производственного процесса, в котором неразрывно связаны теоретическое изучение окружающей действительности и практическая работа. В реальности внедрение так называемого «бригадно-лабораторного метода» резко понизило уровень школьного обучения, и в дальнейшем от него отказались. В 1929-31 методологические подходы Калашникова к трактовке процесса воспитания подверглись в печати необоснованной критике как "правый уклон в педагогике". В 1938 году Алексей Калашников возвращается в науку, поступив на работу в недавно открытый Институт геофизики АН СССР, создателем и директором которого был знаменитый герой-полярник О.Ю. Шмидт. С 1941-го Алексей Георгиевич руководит исследовательской работой в Институте теоретической физики АН СССР, становится доктором физико-математических наук, профессором. Однако в конце 1945 года А.Г. Калашников внезапно назначается заместителем наркома просвещения РСФСР, а после смерти наркома В.П. Потемкина в феврале 1946 года становится наркомом (министром). На высоком государственном посту Алексей Георгиевич проделал большую работу по послевоенному восстановлению школы. Это время для советской школы было довольно тяжелым. Едва выбравшись из Второй мировой войны, страна втянулась в «холодную». Первоочередными задачами стали скорейшее восстановление народного хозяйства и создание мощного ВПК. И хотя система образования пострадала от войны не меньше промышленности, ее восстановление не предполагало масштабных финансовых вливаний, подобных тем, что советское государство осуществляло в 1920-30-х годах. Общественная просветительская эйфория также выдохлась. Министерству предлагалось укреплять школу самостоятельно, не выходя из рамок своего скудного бюджета. Уже первый концептуальный доклад нового министра на Всероссийском совещании директоров педагогических и учительских институтов в мае 1946 года рекомендует его как широко мыслящего и в то же время решительного администратора. Министр ставит перед собравшимися проблемы, многие из которых не решены высшим педагогическим образованием России до сих пор. Все последующие действия Калашникова на посту министра посвящены решению той же самой задачи: улучшить результаты работы школы «опосредованно», через повышение эффективности высшего педагогического образования. Пик его активности приходится на июль 1947 года, когда в Москве по его инициативе было созвано первое и единственное в нашей истории Всероссийское совещание заведующих кафедрами педагогики, психологии и методики. На сессии Верховного Совета РСФСР министр использует депутатскую трибуну не только для того, чтобы рапортовать об успехах, но и пытается решить проблемы своего ведомства. В прениях по вопросу о бюджете Калашников потребовал от всесильного тогда министра финансов СССР А.Г. Зверева четко наладить систему государственного распределения учебников, решить проблемы с недофинансированием школьного строительства, а главное, в срочном порядке выселить государственные учреждения, занимающие здания школ со времен войны. Финал такой энергичности оказался закономерен. 31 января 1949 года на последней странице «Учительской газеты» в разделе «Хроника» была опубликована крошечная заметка, без всяких комментариев сообщавшая, что «Президиум ВС РСФСР освобождает товарища Калашникова А.Г. от обязанностей министра». По сталинским временам это было еще мягкое наказание. Вновь назначенного министром ректора Ленинградского университета Александра Вознесенского через год расстреляют по «Ленинградскому делу» (его прах покоится здесь же, на Донском кладбище, в Общей могиле жертв репрессий № 2. Алексей Георгиевич возвращается в Институт геофизики и работает в группе прогноза землетрясений. В конце 40-х годов он возобновил исследования проблем политехнизации школы, тем более, что вскоре хрущевские реформы вызвали новый госзаказ на политехническую школу. С 1957 года А.Г. Калашников создает и до конца жизни возглавляет методический журнал «Политехническое обучение» (затем «Школа и производство»). В 50-е годы А.Г. Калашников, продолжив традицию великого русского издателя И.Д. Сытина, много сделал, чтобы «пробить» издание десятитомной «Детской энциклопедии» (начавшей выходить с 1958 года), до конца жизни будучи членом её главной редакции. Для тома, посвященного наукам о земле, он сам пишет главу о земном магнетизме. Алексей Георгиевич Калашников скончался в Москве 1 января 1962 года. Похоронен на Новом Донском кладбище, к западу от закрытого колумбария № 18. (Хотя в то время, по статусу ему явно полагалось Новодевичье.)
|