ЛЕВАНДОВСКИЙ Анатолий Петрович (1920-2008)
Советский и российский историк и писатель. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1997).
Родился 8 июня 1920 года в городе Мозыре (Белоруссия), на фронте Советско-Польской войны, в семье комбрига Красной Армии, активного участника боев за сохранение и укрепление молодой Советской республики. Интересы будущего ученого определились рано: еще в школе он был председателем исторического кружка, и у него не существовало сомнений, чем он станет заниматься в дальнейшем. Действительно, Анатолий Левандовский окончил исторический факультет Московского государственного университета (по кафедре истории средних веков), прошел аспирантуру при университете, защитил кандидатскую диссертацию и с 1947 года посвятил себя изучению и преподаванию всеобщей истории. Много лет преподавал историю Средних веков в Московском государственном институте культуры.
В центре внимания Анатолия Левандовского постоянно оставалась история Франции, в первую очередь - история Великой французской революции, под знаком которой, по словам В. И. Ленина, прошел "...весь XIX век, тот век, который дал цивилизацию и культуру всему человечеству...". При этом выяснилось, что у А. П. Левандовского глубокие знания историка сочетаются с талантом литератора. С 1959 года в серии "Жизнь замечательных людей" начинают выходить его книги, посвященные великим людям французской истории: «Робеспьер», «Жанна д’Арк», «Дантон», «Сен-Симон», «Карл Великий». В издаваемой Политиздатом книжной серии «Пламенные революционеры» появляются исторические повести «Сердце моего Марата», «Кавалер Сен-Жюст», «Первый среди равных» (о Гракхе Бабефе). Другу и соратнику Бабефа Филиппу Буонаротти посвящена историко-документальная повесть «Потомок Микельанджело». А дальше историк и писатель задумал создать для молодого читателя серию книг о тех деятелях, которые в огромной степени предопределили как саму Великую французскую революцию, так и последующее влияние ее на судьбы человечества. В результате были написаны книги, опубликованные в издательстве "Детская литература": "Наследники господина Чамберса"(о французских просветителях-энциклопедистах Вольтере, Руссо. Дидро, Гольбахе и др.), "Великие мечтатели" (социалисты-утописты Сен-Симон, Фурье, Оуэн), "Триумвиры революции" (Робеспьер, Марат, Дантон). Криминальным историям прошлого посвящен сборник «Узник Бастилии». Перу Левандовского принадлежит также научно-популярная работа «В мире геральдики».
Когда мы впервые встречаемся с историей - а бывает это, как правило, в школе, - она предстает перед нами как скопление фактов и дат. А между тем история - дело людей. Живых, реальных людей. Это и народные массы, чей героизм решал судьбы столетий; это и отдельные люди, оказавшие воздействие своими идеями или поступками на ход исторических событий. Как интересно и важно узнать, кем были, как жили, выглядели, работали, страдали, радовались и печалились те, о ком в учебнике сказано всего лишь несколько слов между датами их рождения и смерти! С тем большей радостью встречаем мы писателей, книги которых показывают нам великих людей истории во всей сложности, неповторимости, драматичности их биографий. К числу таких писателей принадлежит и Анатолий Левандовский.
Кроме множества героев книг Левандовского, есть в них еще одна личность, становящаяся для читателей интересной и близкой. Это сам автор. Он во всех своих книгах ведет рассказ о людях и событиях сам, своим собственным голосом, не передоверяя это никакому историческому или придуманному персонажу. Анатолий Левандовский не просто рассказывает о великих людях, он проникнут к ним симпатией, сочувствием, жалостью, он сопереживает с ними и вызывает такие же чувства у читателей. Все это делает книги историка и писателя живыми и интересными для всех нас.
Нисколько не принижая величие и историческое значение Марата, Робеспьера и Дантона, писатель изображает их живыми людьми, со всем хорошим и плохим, что было в их характерах, идеях, взглядах. Они даны в развитии, и только поэтому читателю становится понятным, каким образом Робеспьер, в свое время отказавшийся от выгодной должности судьи, чтобы не выносить смертных приговоров, стал одним из первых организаторов массового террора, и что привело преуспевающего богатого врача Марата к подпольным скитаниям для организации бедных против богатых...
В книге Анатолия Левандовского у великих людей революции озарение сменяется ошибками; наряду с проявлением железной воли выказывается откровенная слабость; самопожертвование сменяется отступничеством... Дантон был уверен в своем праве пользоваться плодами победы: властью, богатством, спокойной роскошной жизнью; он теряет это все вместе с собственной жизнью... Робеспьер, бескорыстный, скромный, живущий аскетической жизнью и требующий такой же от других, уверен, что террором он устрашит врагов революции и спасет ее. Но проводниками его политики террора неизбежно становятся самые гнусные и аморальные люди, примкнувшие к революции ради своей выгоды. Фуше, Тальен, Баррас посылают на гильотину тысячи невинных людей, таких гениев науки, как Лавуазье, таких великих поэтов, как Андре Шенье. Через некоторое время, 9 термидора 1794 года, они свергнут и пошлют на эшафот самого Робеспьера и его сторонников, обманут и смирят массы, чтобы создать свою власть спекулянтов, мародеров и изменников.
О Марате, Дантоне, Робеспьере за две сотни лет написано множество книг: исторических исследований, романов, повестей, рассказов, памфлетов, пьес. Их имена и сейчас, через двести с лишним лет после их трагической гибели, не оставляют никого равнодушным, вызывая и безудержный восторг, и безудержную ненависть. И, несмотря на разное отношение к её событиям и людям, двухсотлетие Великой Французской революции в 1989 году торжественно отмечалось. В то же время приближающееся двухсотлетие реставрации Бурбонов похоже никто отмечать не собирается.
В своих книгах Анатолий Петрович стремился показать, как самый ход революции, ее насущные требования поднимали на вершину одних людей и низвергали в бездну других. Недаром в повести «Триумвиры революции» есть запоминающаяся эпизодическая сцена, где изображены те, кто только что победил абсолютную монархию, разбил многовековой режим. Это веселая и дружная компания мыслителей и остряков: веселятся, радуясь успехам революции, которые были их личными успехами. Они не знают того, что знает уже читатель книги: скоро они станут непримиримыми врагами, посылающими друг друга на эшафот...
Несмотря на преклонный возраст, Анатолий Левандовский работал до конца жизни. В 2005 году в его переводе издается классическая «История Крестовых походов» французского историка Ж.-Ф. Мишо (1767-1839), который сумел с подлинным мастерством художника представить широкую панораму религиозных войн XI-XIII вв. и сделал это настолько объемно и впечатляюще, что и сегодня, в обстановке нового тура религиозно-этнических катаклизмов, его книга не утратила актуальности.
Анатолий Петрович Левандовский скончался в Москве 25 ноября 2008 года. Похоронен на новом Донском кладбище. Захоронение находится в колумбарии, находящемся за бывшим главным зданием Донского крематория (с северо-восточной стороны).