Москва

Новое Донское кладбище 

КРУЧЁНЫХ Алексей Елисеевич (псевдоним – Александр Кручёных) (1886-1968)

Поэт, художник, теоретик футуризма. «Иезуит слова», «бука русской литературы», «заумник» и «зудесник».

Родился 9 (21) февраля 1886 года в поселке Оливское Вавиловской волости Херсонской губернии (Украина), в бедной крестьянской семье. Отец – выходец из Сибири, мать – полька. С 1894 года жил в Херсоне, где окончил городское училище. Подобно многим футуристам, Крученых был художником по образованию: в 1902-1906 годах учился в Одесском художественном училище, которое окончил с дипломом учителя графического искусства. Зарабатывал на жизнь изготовлением литографированных портретов общественных деятелей и писателей, а также уроками в гимназии.

Осенью 1907 года переехал в Москву, работал над пейзажами, литографированными портретами, шаржами для сатирических журналов. В одесских газетах появляются его статьи о кубизме в живописи. В 1909 году участвовал в выставках «Импрессионисты» (Петербург) и «Венок («Херсон»). К этому же году относится его первое выявленное художественное произведение – рассказ «Кровавые люди», опубликованный в херсонской газете «Родной край» под псевдонимом «А. Горелин».

Решающим в судьбе Алексея Крученых оказалось знакомство в Одессе с Давидом Бурлюком (1904), а через него с Велимиром Хлебниковым и Владимиром Маяковским. Примкнув к литературно-художественной группе кубофутуристов, Крученых  становится наиболее убежденным футуристом. С 1912 года выступает на диспутах, участвует в выставках «Союза молодежи», помещает стихи и декларации во всех футуристических сборниках, пишет совместно с Хлебниковым поэму «Игра в аду».

В 1913 году, издав ещё несколько книжек, Крученых находит своё уникальное место в литературе: по совету Д. Бурлюка сочиняет стихотворение «на собственном языке» (начальная строчка «Дыр бул щыл» приобрела славу большую, чем её создатель). Ищет теоретическое обоснование «зауми» («Слово, как таковое», «Сдвигология русского стиха», «Черт и речетворцы», «Ожирение роз» и др.), возводит её генезис к фольклору, поэтике заговоров и заклинаний, к детской речи» Крученых предлагал различать в речи «умное, заумное и наобумное», утверждал, что «слово шире смысла». Чистой «звучалью» написана небольшая часть его произведений; чаще загадочные звукосочетания включались в контекст, для того, чтобы при напряженном чтении появилось мерцание ассоциаций и смыслов. Стихотворные опыты Крученых, давшие в русской литературе результат отрицательный, отстаивали право поэта на создание любого – даже самого абсурдного с точки зрения здравого смысла – произведения.

В 1913 году в петербургском Луна-парке была поставлена пьеса-опера Крученых «Победа над солнцем». Название, полемичное по отношению к девизу Константина Бальмонта «Будем, как солнце», перекликалось с лозунгом итальянских футуристов «убьем лунный свет» и символизировало победу нового искусства над старыми канонами красоты. Оформляя спектакль, художник Казимир Малевич создал знаменитый «черный квадрат на белом фоне», который назвал в письме к М. Матюшину (композитору оперы) «зародышем всех человеческих возможностей». Свои многочисленные сборники с причудливыми названиями – «Взорваль», «Помада», «Тэ-ли-дэ», «Лакированное трико», «Зугдиди», «Нестрочье», «Заумная гнига» и др. - Крученых издавал сам литографическим способом при дружеском участии художников-авангардистов Н.Гончаровой, М. Ларионова, О. Розановой; ими был создан новый тип книги.

В конце 1914 года, не желая попасть под мобилизацию, Крученых переезжает из Петербурга на Кавказ. Работает учителем рисования в Баталпашинске (Черкесск). В марте 1916 года призван на военную службу в качестве техника-чертежника на строительстве военной железнодорожной линии Кавказского фронта. В годы революции и Гражданской войны жил в Грузии и Азербайджане. В Тифлисе сделался вождем футуризма. После установления советской власти в Азербайджане заведовал отделом РОСТА в Баку.

Осенью 1921 года А.Е. крученых вернулся в Москву, сотрудничал в журнале «ЛЕФ», издавал брошюры на литературные темы (среди которых «15 лет русского футуризма», 1928), писал пьесы («Тьма», «Хулиганы в деревне», обе – 1927), опубликовал два уголовных романа в стихах («Ванька-каин и Сонька-маникюрщица», 1925; «Дунька-рубиха», 1926). В 1930 году вышли две книги любовной лирики Крученых: «Ирониада» и «Рубиниада». После 1934 года не печатался, занимаясь исключительно библиографией (составил несколько библиографических справочников), коллекционерством, изданием литературного наследия (в частности Хлебникова).

Алексей Елисеевич Крученых скончался в Москве 17 июня 1968 года. Похоронен на новом Донском кладбище (колумбарий 20, секция 39).

Крученых выведен под прозвищем «Вьюн» в известном романе-воспоминании Валентина Катаева «Алмазный мой венец», как «левейший из левых, самый непонятный из всех русских футуристов, вьюн по природе». При этом Алексей Елисеевич изображается в шаржированном виде, что соотносилось с уже прочно сложившейся к тому времени в советской мемуарной и критической литературе традиции. Так о нём говорится, что он «собирал автографы никому не известных авторов в надежде, что они когда-нибудь прославятся». Однако благодаря его коллекционерской деятельности сохранились творческие автографы многих писателей и поэтов.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz