МоскваНовое Донское кладбище |
|
ЗАМОШКИН Николай Иванович (1896-1960)Русский, советский литературный критик и литературовед, профессор. Родился в Москве 6 (18) апреля 1896 года. В 1926 году окончил этнологический факультет МГУ. Печататься начал в 1923 году. Был членом литературного объединения «Перевал», организованного в 1923-24 годах под непосредственным руководством видного деятеля большевистской партии и талантливого писателя и критика А.К. Воронского вокруг первого советского «толстого» литературно-художественного журнала «Красная новь». При этом сам Воронский в группу формально не входил, председателем её неизменно был Николай Зарудин. Группа получила название по статье Воронского «На перевале» (опубликована в ноябре 1923), в которой провозглашался переход от современной «убогой» литературы к грядущей коммунистической. В то же время писатели «Перевала» в своём творчестве продолжали и развивали духовные традиции русской литературы XIX века в борьбе с носителями агрессивного массового сознания и авторитарной эстетики. В результате «Перевал» сделался мишенью для критических нападок со всех сторон – от партийных официозов и РАППа до ЛЕФа. В 1932 году, когда были ликвидированы все существовавшие тогда литературные объединения и организован единый Союз Советских писателей, прекратил своё существование и «Перевал». В дальнейшем многие «перевальцы» были репрессированы. В «Перевал» входили: прозаики – Андрей Платонов, Михаил Пришвин, Артем Веселый, Иван Катаев, Николай Зарудин, Петр Павленко, Александр Малышкин, Анна Караваева; поэты: Эдуард Багрицкий, Михаил Светлов, Дмитрий Кедрин, Михаил Голодный, Николай Дементьев. Литературную критику «Перевала» представляли Александр Воронский, Дмитрий Горбов, А. Лежнев и Николай Замошкин. М. Горький привлек Замошкина к работе по созданию «Истории деревни», однако издание не состоялось из-за смерти Горького. Николаю Замошкину принадлежит ряд статей о М. Горьком («Сильнее смерти», 1936; «Горький — создатель журнала „Колхозник“», 1937; «Памяти Горького», 1938), о М. М. Пришвине («Творчество М. Пришвина», 1928; «Писатель-Берендей», 1929; «Охота за счастьем. Заметки о детских рассказах М. Пришвина», 1940; «Михаил Михайлович Пришвин», 1958), А. Н. Толстом («„Хлеб (Оборона Царицына)“ Ал. Толстого», 1938), С. Н. Сергееве-Ценском («Сергеев-Ценский», 1940, «Сорокалетие», 1940, и другие) и др. При этом такие писатели, как С.Н. Сергеев-Ценский и М. М. Пришвин, считали Замошкина, тонкого ценителя литературы, своим конфидентом и доверяли ему, как редактору, свои новые книги. Николай Замошкин много внимания уделял редакторской работе и воспитанию молодых писателей. С 1944 года он - руководитель творческого семинара прозы в Литературном институте. Многим дал Замошкин путевку в литературу, читал множество книг, огромные рукописи, беседовал с авторами, написал множество отзывов, нередко превращавшихся в статьи, оставшиеся в архивах издательств и Литинститута. В своей книге «Люди и встречи» друживший с Замошкиным писатель Владимир Германович Лидин вспоминал высказывание Николая Ивановича: Ведь литература такое сложное дело, недооценишь и смотришь – завяз росток, а сколько раз приходилось наблюдать, что начал молодой писатель робко, вяло, а потом как развернулся! К первым шагам всегда нужно относиться очень осторожно. В той же книге «Люди и встречи» В.Г. Лидин так говорил о друге: Тихий, чистый свет души Николая Ивановича Замошкина ощущался во всех его делах и поступках… Внутренней чистоте Николая Ивановича сопутствовало и душевное изящество. Он не мог никого огорчить, хотя сам нередко огорчался… Его волновали любая грубость, упрощенность в отношениях между людьми, а если дело касалось литературы – то любое недопонимание её назначения, роли, какую она призвана играть, и умаление своеобычности, необходимой писателю. Последние четверть века своей недолгой жизни Николай Иванович был тяжело болен. Но именно от сознания, что ему отведен недолгий срок, он старался побольше увидеть, познать, встречаться с людьми, побольше постранствовать. Он много ездил по стране: Архангельск, Иркутск, Воронеж, Новосибирск, Вологда, Ярославль… Большинство поездок были связаны с писательскими делами и выступлениями. Даже во время смертельной болезни у постели Замошкина лежали книги, до последней минуты жизни он не мог жить без литературы. К сожалению у Замошкина книг не осталось – собрать свои статьи в книги он не успел. Работая с молодыми литераторами, он собственный писательский труд всё время откладывал на завтра. Николай Иванович Замошкин скончался в Москве 6 октября 1960 года. Похоронен на новом Донском кладбище, недалеко от его восточной ограды. У Н.И. Замошкина был брат, Замошкин Александр Иванович (1899-1977) - член-корреспондент Академии художеств СССР, живописец, искусствовед, музейный работник, в 1941-1951 годах – директор Государственной Третьяковской галереи, а затем, до 1961 года – директор Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
|