МоскваНовое Донское кладбище |
|
ГУРЕВИЧ Георгий Иосифович (1917-1998)Русский советский писатель-фантаст, критик и исследователь фантастики, популяризатор науки, лауреат Премии имени И.А. Ефремова (1987). Георгий Гуревич родился в Москве 11 (24) апреля 1917 года в семье архитектора. Окончил среднюю школу, учился в архитектурном институте. В 1939 году призван в Красную армию. Участник Великой Отечественной войны, был кавалеристом, миномётчиком, электриком, сапёром. Награждён медалями. Демобилизован в ноябре 1945 года. В 1946 году заочно окончил Всесоюзный индустриальный институт, работал инженером-строителем. Писал очерки и рассказы о спорте, потом увлёкся научной фантастикой, работал на радио, занимался популяризацией науки, сотрудничал в журналах. Участвовал в первом издании «Детской энциклопедии». В 1957 году принят в Союз писателей СССР. На молодого Гуревича оказала сильное воздействие научная фантастика Г. Уэллса, В. Орловского, журнальная научная фантастика 20-х годов. В 1950-1960 годы Гуревич пытался продвигать идею борьбы со старением человека, в том числе в созданном тогда Киевском институте геронтологии. Идеи иммортализма (система взглядов, основанная на стремлении избежать физической смерти или, хотя бы, максимально отдалить её) пропагандировались им в статье «Сколько мы будем жить?» (1959), в сборнике «Мы из Солнечной системы», других рассказах. В своих произведениях он предугадал многие коллизии и проблемы, с которыми 40 лет спустя сталкиваются современные борцы со старением. Увеличение возможностей человека стало сквозной темой творчества Гуревича. Уже в его первой повести «Человек-ракета» (совместно с Г. Ясным, 1947) с помощью таинственого «украинола» (по сегодняшним представлениям, концентрата стероидов) обычный человек получает физические возможности, превосходящие способности чемпионов. Увеличение физических, а затем творческих возможностей человека, овладение временем, овладение жизнью — возможность останавливать и поворачивать вспять старение, возвращать молодость, возможность прожить несколько жизней волновали его как фантаста и популяризатора науки до конца жизни. В соответствии с требованиями времени молодой автор отдал дань пропагандируемым в сталинскую эпоху научным, а на деле антинаучным идеям покорения природы. В повести «Погонщики туч» (1950) описаны работы по управлению погодой - с помощью тучепроводов вода доставляется в засушливые степи. В повести «Тополь стремительный» (1951) герои - ученые, занимающиеся выведением быстрорастущих деревьев для создания лесополос. Повесть была подвергнута критике по анекдотической причине - герои Гуревича выращивают тополь, а в лесополосах основной породой планировался дуб. Повесть «Иней на пальмах» (1954), посвящена созданию быстрозамерзающего искусственного льда в качестве материала для строительства - с советской стороны - и нового оружия - с американской стороны. Антиимпериалистическая тема была продолжена в романе «Рождение шестого океана» (1960), где с изобретением способа передачи электроэнергии без проводов (по ионосфере, канал к которой с земли пробивается пучком частиц высоких энергий из портативного ускорителя) оказывается связан выбор пути развития неких южных стран, в истории которых прозрачно угадываются события освобождения от колониальной зависимости и конфликта Индии и Пакистана. Достижениям трансплантологии - проблеме пересадки сердца - посвящена повесть «Второе сердце» (1955), впоследствии инкорпорированная в «Рождение шестого океана». В повести «Подземная непогода» (1956) рассматриваются проблемы предсказания извержений и овладения энергией вулканов, а в повести «Под угрозой» (1963) - тема спасения Калифорнии от разрушительного землетрясения. В 1954 году Гуревич принял активное участие в подготовке специального номера журнала «Знание-сила» (№ 10), посвященного первому полету человека на Луну в 1974 году, написал для него несколько статей и очерков, был одним из редакторов. В дальнейшем, начиная с рассказа «Лунные будни» (1955), писатель много работает в области космической фантастики. Одновременно с «Туманностью Андромеды» И. Ефремова Георгий Гуревич публикует повесть «Прохождение Немезиды» (1961). В Солнечную систему залетает блуждающая планета, человечество готовится к гибели, к отражению опасности объединенными силами, но планета оказывается управляемой, «кораблем» иной цивилизации и занимает место на орбите Земли по другую сторону Солнца. Сам масштаб происходящего был совершенно немыслим в сталинскую эпоху и означал возвращение к глобализму советской научной фантастики 20-х годов. Под именем астротехники Гуревич одним из первых описал здесь астроинженерию - отрасль, ведающую преобразованием планетных систем. Небольшие повести, посвященные освоению космоса и преобразованию Солнечной системы, - «Инфра Дракона» (1959), «Лунные будни» (1962), «Первый день творения» (1962), «Мы - с переднего края» (1962), «Функция Шорина» (1962), «Пленники астероида» (1962) были объединены в сборник «Пленники астероида» (1962). Их действие происходит в том же мире коммунистического будущего, где развертывается и сюжет самого значительного произведения Гуревича - романа «Мы — из Солнечной системы» (1965), являющегося по форме «романом воспитания», в который заложены серьезные многоплановые идеи. Главный герой - Ким, обычный, как заявлено автором, врач-профилактик — проходит школу жизни в социально безоблачном, но по-прежнему небеспроблемном будущем, населенном 100-миллиардным человечеством. Идет преобразование Солнечной системы, открываются невиданные возможности улучшения человеческой жизни - достижения практического бессмертия, прорыва к звездам, установления контакта с иными цивилизациями. Но люди по-прежнему страдают от неразделенной любви, ищут свое место в жизни, разочаровываются и теряют иллюзии. Хотя действие и происходит в отдаленном будущем, но и там существует политическое интриганство, Гуревич задевает краем действия проблему «культа личности», весьма актуальную для литературы начала 60-х годов. Гуревич исследует в книге проблему бессмертия и победы над старостью, изображая в виде «ратомики» то, что сейчас подразумевают под продвинутой нанотехнологией, возможность воспроизводить любые предметы на атомном уровне и даже вносить исправления в их структуру — метод, позволивший героям воскрешать предварительно «записанных» мертвых, одновременно омолаживая их. Все социальные проблемы появления ратомики автор не затрагивает, но его технология открытия и изображение связанных с этим осложнений морального и даже политического плана убедительны и интересны. Начиная со 2-й половины 60-х, Гуревич переходит к более «мягкой» (гуманитарной) фантастике, делая особый упор на психологию, социологию (сборники «Месторождение времени», 1972; «Нелинейная фантастика», 1978; «Только обгон», 1985; «Учебники для волшебника», 1985; «Ордер на молодость», 1990). В то же время писатель продолжает достраивать свою галерею сверхчеловеков, обладающих фантастическими способностями: телепатией в «Опрятности ума» (1970), способностью бесконечно деформировать собственное тело в повести «Когда выбирается «я» (1972), ускорением сигналов в нервной системе — в рассказе «Месторождение времени» (1972). Еще в повести «Делается открытие» (1978) герои на протяжении века создают науку управления ходом времени - «темпорологию», а в романе «Темпоград» (1980) описана работа уже целого научного городка, живущего в ускоренном времени и справляющегося с проблемами, требующими срочного решения. Герой романа «В Зените» (1985) по приглашению представителя внеземной цивилизации совершает далекое космическое путешествие. Удивительный мир Звездного Шара, увиденный глазами получившего приглашение «в зенит» писателя, это не только блистательный калейдоскоп научно-фантастических идей и технологий, но и несколько концентрированных моральных уроков. По некоторым источникам история яхты Здарга из романа может читаться как «повесть с ключом», отражающая взаимоотношения в среде фантастов Москвы 60-х годов. Человеческий тип, который представлял Гуревич, легко увидеть в явно имеющем автобиографический характер рассказе «Чудак-человек» (1985). Энциклопедизм и склонность к экстраполяции, к прогнозу, нетерпение, заставляющее приносить в жертву количеству проработку НФ идей и характеров. И - жадное внимание к людям, умение радоваться чужим успехам, что явно сказывалось в его отношениях с молодыми фантастами. Он был одним из руководителей семинара молодых фантастов (Москва), несколько раз руководил группой на семинаре в Малеевке. Гуревич является также автором книг об истории научной фантастики, ее темах и перспективах. «Карта Страны Фантазии» (1967), формально посвященная кинофантастике (и первая на эту тему) книга, стала вдумчивым и интересным анализом литературной фантастики, ее художественных отличий, ее разновидностей. «Беседы о научной фантастике» (1982) - книга для школьников. Сжатое изложение истории развития научной фантастики соседствует в ней с анализом ее поэтики и своеобразия. Гуревич - автор научно-популярных книг «Полет на Луну» (1955), «Неведомое на вашу долю» (1975), «Птица будущего» (1979); создатель научно-художественных книг о возможных направлениях развития наук, к которым относится «Лоция будущих открытий» (1990). Систематизируя многообразие научного знания, Гуревич пытается предсказать на основе табличного представления фактов и тенденций (ценные рекомендации дал ему в этом направлении, по свидетельству самого автора, академик И. В. Петрянов-Соколов) будущие открытия и направления научного поиска. За вклад в развитие фантастиковедения Гуревич награжден Премией имени И. А. Ефремова (1987). Без малого полвека отдал Георгий Гуревич научной фантастике. Тираж его изданных книг превысил полтора миллионов экземпляров. Произведения писателя переведены на английский, болгарский, венгерский, грузинский, китайский, корейский, монгольский, немецкий, польский, румынский, сербско-хорватский, словацкий, французский, чешский, японский языки. Георгий Иосифович Гуревич скончался в Москве 18 декабря 1998 года. Похоронен на новом Донском кладбище, в его северо-восточной части (участок 2).
|