МоскваНовое Донское кладбище |
|
ГОЛОВНЯ Анатолий Дмитриевич (1900 – 1982)Выдающийся советский кинооператор, теоретик кино, педагог, один из основоположников отечественной школы операторского мастерства. Герой Социалистического Труда (1980). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1966), профессор. Дважды лауреат Сталинской премии (1947, 1951). Родился в Симферополе 20 января (2 февраля) 1900 года. Рано остался без отца и воспитывался матерью и дядей, сельским учителем. Из Симферополя они уехали очень быстро, родными местами будущего великого кинооператора стала Херсонщина. Дядя преподавал в немецкой колонии, в селе Шеенталь. Мальчик начал учиться в дядиной школе, где преподавание шло на русском и немецком языках. В 1910 году Анатолий поступает в херсонскую Первую мужскую гимназию. Живёт с мамой, которая работает машинисткой в земской управе. Платить за учёбу было нечем. К счастью, на способного мальчика обратили внимание родители его соученика. С пятого класса Анатолий получает нечто вроде стипендии, — он учился за счёт фонда для остро нуждающихся детей дворянского звания. В конце 1915 - начале 1916 года, не без влияния взрослых, в гимназии создали революционный кружок "Либерта", в котором Головня стал активным участником. Закончив гимназию, Головня поступает в Херсонский политехнический институт на агрономический факультет. В 1921 году институт преобразовали в Сельскохозяйственный техникум. Желая получить высшее образование, Анатолий оставляет техникум и отправляется в Москву. Он намеревался поступить в Петровскую (ныне Тимирязевскую) сельскохозяйственную академию, на факультет механизации сельского хозяйства, но приём в академию уже был закончен. Случайно прочёл в «Известиях" о наборе на факультет киноинженеров Государственного техникума кинематографии (ГТК) – будущий ВГИК. Головня принял решение поступать, чтобы не терять год, а там будет видно. Успешно сдаёт экзамены и, уже будучи принятым, выясняет, что факультет готовит не киноинженеров, а кинооператоров. Что это такое, никто толком не знает. Анатолий остаётся в техникуме, с тем, чтобы остаться в кино навсегда. Основам киноискусства учился у Л.В. Кулешова. В 1926 году Головня окончил ГТК. Начало работы Анатолия Головни в кино – 1925 год. Его творческая биография началась в удивительное, неповторимое время всеобщего энтузиазма, открытого героизма, бурных поисков нового и счастливых открытий. Жизнь свела его с А. А. Левицким — одним из старейших русских операторов, который (в частности, при съемках фильма «Луч смерти» (1926)) передал своему новому ассистенту секреты профессии. Его товарищем и единомышленником на долгие годы стал Всеволод Илларионович Пудовкин — яркий и самобытный талант, художник экспрессивной энергии, беспредельного энтузиазма и почти жертвенной любви к кинематографу. «Мы были молоды, и мы дали друг другу клятву работать изо всех сил, а если ничего не выйдет, уйти из кино, Пудовкин — в химики, а я — агрономом в какой-нибудь степной район»,— тридцать два года спустя вспоминал Головня в статье в «Советской культуре», посвященной 30-летию фильма «Мать». Они действительно работали с полной отдачей сил. Киноискусство было так же молодо, как они сами, оно взрослело и мужало вместе с ними, благодаря им и их сверстникам и коллегам. Они шли непроторенными путями, искали и находили, иногда ошибались и опять искали. Совместная работа с Всеволодом Пудовкиным переросла в творческую и личную дружбу. Когда в 1953 году Пудовкина не стало, Головня принимает решение ни с кем больше не снимать, уйти целиком в научно-педагогическую деятельность. Лучшая работа Анатолия Головни в немом кино - съёмки знаменитых фильмов В.И. Пудовкина «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингисхана» (1928), выдвинувшие его в первые ряды мастеров советского операторского искусства. Головня первым освоил метод монтажной съёмки с его динамичной сменой планов и ракурсов, позволяющей активно выявить авторское отношение к материалу и придать экранному изображению особую выразительность. Он успешно применял крупный план, подсветку глаз, что придавало экранному изображению особую выразительность. Во многом следуя традициям реалистической живописи, А. Д. Головня стремился найти такую форму кадра, чтобы все его элементы с максимальной выразительностью раскрывали содержание эпизода. Усиливая настроение и идейное содержание эпизодов, пейзажи мастера, контрастные по настроению — лирические и тревожно-напряжённые, в то же время придают фильмам в целом русский национальный колорит. В своей «Истории кино» Пьер Лепроон писал: «Еще одно качество, присущее великой эпохе советского немого кино, потрясает. Это глубокое ощущение русской души, чувство Родины. Кинематографисты 20-х годов развили традиции русской литературы, живописи, музыки. Они воспели любовь к родной земле». Это глубокое замечание французского киноведа можно полностью отнести к творчеству Пудовкина и Головни. В 1927 году А.Д. Головня женился, родилась дочь. В 1929 году Головня снимается, как актер в роли кинооператора в фильме «Стеклянный глаз». Тогда же он пробует себя, как режиссер документальных фильмов (одновременно ведя операторскую съемку) «Участок фронта» и «Рыбный промысел». С 1934 года Анатолий Дмитриевич – преподаватель ВГИКа, с 1935 года - руководитель кафедры операторского мастерства ВГИКа. Со второй половины 30-х годов, когда над нашей страной нависла военная угроза, Пудовкин и Головня в своем творчестве обращаются к исторической тематике. Один за другим следуют фильмы «Победа» (1938), «Минин и Пожарский» (1939), Суворов» (1940), «Адмирал Нахимов» (1946), «Жуковский» (1950). На съёмках фильма "Минин и Пожарский" Головня знакомится с кинооператором Тамарой Лобовой, которая в дальнейшем стала его женой и соратником. Начиная с «Минина и Пожарского» операторские съемки всех фильмов Головня ведет в соавторстве с Лобовой. С приходом звука в изобразительной стилистике фильма многое изменилось. Поэтому Головня ищет новые приемы построения кадра — с более подвижной, разомкнутой композицией, но по-прежнему лаконичной, выразительной, властно концентрирующей в себе авторскую мысль. В сложных постановочных картинах оператору удалось воссоздать на экране историческую подлинность событий во всей достоверности фона, второго плана, не бутафорского — точного антуража. Оператор часто пользуется ракурсной съемкой, выносит основное игровое действие па передний план, вводя в композицию активно работающий второй план и фон. За фильм «Адмирал Нахимов» оператор удостаивается Сталинской премии первой степени (1947), за фильм «Жуковский» - Сталинской премии второй степени (1951). В 1972 году А.Д. Головня был удостоен почётной премии Венецианского кинофестиваля за совокупность творчества. Головня - автор книг: «Свет в искусстве оператора» (1945), «Фотокомпозиция» (1962, совместно с Л.П. Дыко), «Мастерство кинооператора» (1965), "Экран — моя палитра" (1971), «Операторское мастерство» (1976), «Творчество оператора фильма» (1978), по которым до сих учатся студенты операторского факультета ВГИКа. В 1980 году великому кинооператору присвоено звание Героя Социалистического труда. Анатолий Дмитриевич Головня умер в Москве 25 июня 1982 года. Похоронен на новом Донском кладбище, на участке, расположенном за правым крылом бывшего главного здания Донского крематория (здание нужно обходить слева, если стоять спиной к воротам кладбища).
|