Москва

Новое Донское кладбище 

ТИГРАНОВ Иосиф Михайлович (1904-1952)

Выдающийся инженер-строитель, конструктор зданий и сооружений, лауреат Сталинской премии.

Ещё в довоенные времена получило известность здание Речного вокзала в Твери (тогда – Калинин), построенное в 1938 году (архитекторы Е. И. Гаврилова, П. П. Райский, инженер И. М. Тигранов) на месте разрушенного Отроч монастыря.

С началом Великой Отечественной войны возникла необходимость создания в Москве ложных целей, предназначенных для отвлечения вражеской авиации. Московские проектировщики и строители при активном участии чекистов запроектировали, в кратчайшие сроки построили и, пока продолжались налеты, обслуживали различные ложные “важные военные объекты”. В этой работе участвовали многие видные московские архитекторы и инженеры, в том числе и И.М. Тигранов, проявив много выдумки и изобретательности. Всего в разных местах Подмосковья было построено семь макетов заводских корпусов, два макета элеваторов со всеми службами, нефтебаза, девять ложных аэродромов с ангарами, взлетными полосами, макетами самолетов. “Оборонные объекты” проектировались по всем правилам маскировочного искусства. Возводились объемные каркасно-панельные сооружения, ряды остекленных парниковых рам имитировали заводские цеха. Перед налетом на территории “объекта” появлялись слабые огоньки - как бы огрехи светомаскировки. Часто первые же немецкие самолеты клевали на эту нехитрую приманку и сбрасывали “зажигалки”. Тогда наземная команда поджигала заготовленные кучи хвороста, дров, бочки с отработанным маслом, и -  возникал “пожар”. На него набрасывались идущие следом бомбардировщики. Таким вот образом вражеские летчики настойчиво искали и, обнаружив, бомбили «авиационный завод № 23», спроектированный Тиграновым и другими инженерами. А настоящий завод как ни в чем не бывало продолжал выпускать самолеты. На ложные объекты гитлеровцы сбросили около 700 только фугасных бомб.

В 1946-1950 годах Тигранов – инженер-конструктор здания Кинофотоинститута (НИКФИ) в Москве, строившегося по проекту  архитекторов М.В.Посохина и А.Д.Суриса (Ленинградский проспект, 47, строение 1).

В сентябре 1947 года, во время празднования 800-летия Москвы, были торжественно заложены восемь «сталинских» высотных зданий. Семь высотных зданий поднялись, создав неповторимый на то время силуэт Москвы. Что качается восьмой «сталинской» высотки – административного здания в Зарядье, то её судьба оказалась весьма непростой, более того она мистически сплелась с личной судьбой инженера Иосифа Михайловича Тигранова, назначенного главным конструктором этой высотки.

Замысел сооружения на месте древнего Зарядья высотного здания для размещения Наркомата тяжелого машиностроения возник ещё до войны. Новое здание своим силуэтом должно было перекликаться с вертикалью будущего Дворца Советов по другую сторону Кремля, войти в новую панораму социалистической Москвы, которая развернется вдоль набережных реки, где высотные сооружения будут подчеркивать ее живописные извивы. При этом совершенно не учитывали, что высотное здание в Зарядье закроет великолепный вид на Кремль с возвышенности при устье Яузы (Швивая горка) и буквально подавит Кремль.

Автором проекта восьмой высотки стал лауреат Сталинской премии, действительный член Академии архитектуры СССР Д, Н. Чечулин, В разработке проекта этого грандиозного сооружения принимает участие коллектив архитекторов, инженеров и техников Мосгорпроекта, в том числе лауреат Сталинской премии инженер-конструктор И. М. Тигранов, инженер Ю. Е. Ермаков, архитекторы А. Ф. Тархов, М. И. Боголепов, А. В. Арго, Л. М, Наумычева, Н. А. Кузнецова, Ю. С. Чуприненко и другие. В плане проектируемое здание имело систему диагонально расположенных корпусов, с лифтами на перекрестках. По двум сторонам коридоров во всем здании предусматривалось около 2000 рабочих комнат, часть которых объединялась в отдельные группы. Согласно проекту. в нижней части здание несколько вытянуто вдоль набережной. Широкая лестница, по бокам которой проектируются большие массивы зелени, очень эффектно спускается к набережной по уступчатым откосам.

Сооружение высотного 32-этажного здания в Зарядье началось  на участке площадью 15 га. С южной стороны этот участок выходит на набережную Москвы-реки, с северной - граничит с улицей Варварка, с востока - с Китайгородским проездом, с запада примыкает к Красной площади. При этом исчез с лица земли старинный район Зарядье, а в 1951 году был взорвана часть стены Китай-города

По некоторым  данным в восьмой высотке намеревались разместить Министерство тяжелого машиностроения. Однако ни в одном литературном источнике ведомственная принадлежность этого здания не оговаривается. Так же как и в случае с другими административными зданиями, например на Смоленской площади, куда заселился МИД. В последнее время все чаще появляется информация о том, что восьмое здание планировалось построить для МГБ.

В самый разгар строительства главного конструктора здания настигает безвременная смерть. Иосиф Михайлович Тигранов скончался 30 октября 1952 года. Он похоронен в Москве, на новом Донском кладбище (участок 4).

Всего через четыре месяца уходит из жизни И.В. Сталин. К этому времени  работы по сооружению стилобата здания были практически завершены, стальной каркас, по данным П.Г. Паламарчука,  был возведен до 20 этажа. Под стилобатом находился технический этаж, а под ним двухъярусный бетонный бункер, который мог использоваться в качестве бомбоубежища. Однако весной 1953 года, сразу после кончины вождя, строительство высотки было остановлено и законсервировано, а  в 1954 году  - окончательно прекращено: тогдашнее руководство страны поняло, как подавит Кремль реализованный амбициозный проект.  Построенный стальной каркас демонтировали (металл с разобранных конструкций был использован при строительстве спортивного комплекса в Лужниках.

Много лет под стенами Кремля находилась огромная огороженная законсервированная стройплощадка. К проекту возвращаются только в 60-е годы, и тот же самый Д.Н. Чечулин в 1964-1967 годах строит на оставшемся стилобате гостиницу «Россия». На момент постройки гостиница «Россия» была самой большой гостиницей мира и в 70-х годах была внесена в «Книгу рекордов Гиннеса». Однако украшением Москвы она не стала: чрезмерная близость массива гостиницы к древнему центру Москвы - Кремлю и Красной площади - в существенной степени ограничила объем панорам неповторимых по красоте исторических ансамблей и в какой-то мере ослабила доминирующее значение древнего центра Москвы.

Вечером 25 февраля 1977 года в гостинице «Россия» произошёл сильный пожар, в результате которого погибло 42 человека.  Пожар 1977 года вошел в историю как один из крупнейших пожаров XX века не только в России, но и в мире.

В 2004 году власти Москвы решили снести гостиницу «Россия», мотивируя это тем, что здание сильно обветшало. С 1 января 2006 года «Россия» была закрыта, а в марте начались работы по разборке здания, завершенные к концу года. На месте «России» планировалось построить многофункциональный гостинично-офисный комплекс, не слишком грандиозный, не загораживающий вид на Кремль. Однако в начале 2012 года премьер-министр РФ В.В. Путин предложил ничего здесь больше не строить, превратив территории бывшего Зарядья в парковую зону.

Так вот и получилось. Снесли старинное Зарядье, но на его месте ничего толком не встало. Более того, первый главный конструктор высотки И.М. Тигранов умирает в 48 лет, и сразу после его кончины «умерло» и само строительство. Аура старой Москвы себя защищала.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz