Москва

Новое Донское кладбище 

РОДЧЕНКО Александр Михайлович (1891-1956).

Русский, советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из лидеров русского авангарда первой половины ХХ века и основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в нашей стране. Работал совместно со своей женой, художником-дизайнером Варварой Федоровной Степановой  (1894-1958)  – «амазонкой русского авангарда».

Родился в Санкт-Петербурге  23 ноября (5 декабря) 1891 года, в семье театрального бутафора и прачки. Детские годы будущего художника проходили за театральными кулисами. В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 году Александр окончил Казанское приходское начальное училище. В дальнейшем он систематического образования не получил. В 1908-1910 годах юноша служил в технической протезной лаборатории казанской зубоврачебной школы. В 1911-м его мечта стать художником начала осуществляться. Родченко поступил вольнослушателем в Казанскую художественную школу, где до 1914 года учился у Н.И. Фешина. Там он познакомился со своей будущей женой и творческим единомышленником Варварой Степановой. В 1914 году  Александр уехал в Москву и пытался поступить в  Строгановское училище, но все попытки закончились неудачей. Тогда он стал заниматься самостоятельно, по книгам. С 1916 года Родченко начал участвовать в важнейших выставках русского авангарда (на выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным) и в архитектурных конкурсах. Тогда же он был призван в армию и до начала 1917 года служил заведующим хозяйством санитарного поезда Московского земства.

Александр Родченко восторженно встретил революцию как стихию, созвучную «пылающему творчеству» авангарда» (из стихотворения 1918 года). Именно ему принадлежит знаменитый лозунг искусства 1920-х годов: «Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев». Сразу же после Февральской революции Родченко становится секретарем Молодой Федерации только что образованного в Москве профсоюза художников-живописцев, и занимается, в основном, организацией нормальных условий жизни и работы для молодых художников. Он служил в ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств) Наркомпроса (1918–1921), заведуя музейным бюро; являлся членом президиума Института художественной культуры (ИНХУКа), где входил в группу объективного анализа.  В конце 1919 года Родченко вступил в общество «Живскульптарх» (Комиссия по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 году был одним из организаторов РАБИСа. В 1920-1930 годах преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа в должности профессора (в 1928 году  факультеты были объединены в один — Дерметфак). Он учил студентов проектировать многофункциональные предметы для повседневной жизни и общественных зданий, добиваясь выразительности формы не за счет украшений, а за счет выявления конструкции предметов, остроумных изобретений трансформирующихся структур, закладывая основы нового дизайна. С 1921 по 1924 годы Родченко работал в Институте художественной культуры (ИНХУК), где  в 1921 году сменил В. В. Кандинского на посту председателя. Он - один из самых активных членов «Левого фронта искусств» (ЛЕФ) и «Революционного фронта искусств (РЕФ) (1923-1930), художник журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», друг Владимира Маяковского. Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА).

В начале авангардные поиски Родченко развивались в русле станковой живописи и графики. В 1917-1920 годах художник испытал воздействие супрематизма  К. С. Малевича и обратился к беспредметному искусству, придавая своим графическим, живописным и пространственным абстрактно-геометрическим произведениям еще более минималистский, строго-рациональный, чем у Малевича, характер. В текстах-манифестах «Всё - опыты» и «Линия» Родченко зафиксировал свое творческое кредо. Относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах. Родченко был убежден, что существуют универсальные композиционные схемы, которые художник должен подчеркивать и выявлять.

Работа по декорации открывшегося в бывшем московском Пассаже Сан-Галли кафе «Питтореск» (1917; совместно с В.Е.Татлиным, Г.Б.Якуловым и др.; не сохранилась) обозначила переход к трехмерным пространственным формам – к ажурным подвесным композициям 1918–1921 годов, известным по старым фото и современным реконструкциям. Здесь были заложены основы конструктивизма – стиля, призванного инженерно смоделировать мир будущего.

Родченко создавал геометрические композиции («Беспредметная композиция (на желтом фоне) № 47», 1917; «Беспредметная композиция», 1918). В 1918 году основное внимание художника привлекла проблема цвета, и в том же году он начал писать композиции из круглых светящихся форм под общим названием «Концентрация света»: «Беспредметная композиция (Этюд)» (1918); «Конструкция» (1918). Он создал также полотно «Черное на черном (Этюд)» (1918) в противовес картине К. С. Малевича «Белое на белом». В 1919 им была подготовлена живописные серии «Обесцвечивание», «Плотность и вес», «Линиизм»,  и одновременно велась работа над циклом «Конструкции» (1919-1920): «Линии на зеленом (Композиция)» (1920); «Композиция» (1920). Многие работы он создавал, словно чертежи, с помощью циркуля. В 1919-1920 годах художник ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы. В 1921 году Родченко завершил свои живописные опыты, создав и показав на выставке «5×5=25» (Москва) триптих из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий), после чего подвел итог своих живописных поисков, объявил о переходе к «производственному искусству» и в течение десяти лет не занимался живописью. Помимо живописи и графики он занимался пространственными конструкциями. Первый цикл - «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) - из плоских картонных элементов, второй - «Плоскости, отражающие свет» (1920-1921) - свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий - «По принципу одинаковых форм» (1920-1921) - пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу. Александр  Михайлович относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривая свое творчество как огромный эксперимент.

С 1924 года, купив первые свои фотоаппараты,  А.М. Родченко занимался фотографией, Он обновлял язык фотографии, экспериментируя с ракурсом и точками фотосъёмки, придав ей невиданную силу выражения. Фотография обязана Родченко появлением понятий "перспектива Родченко" и "ложная перспектива Родченко".

Получили известность выполненные им  остродокументальные психологические портреты близких («Портрет матери», 1924), друзей и знакомых из ЛЕФа (портреты В. Маяковского, Л. и О. Брика, Н. Асеева, С. Третьякова), художников и архитекторов (К. Мельников, В. Веснин, Л. Попова). Портреты Родченко, равно как и репортажи (с парадов, строек и т.д.), – это поразительная летопись «великого перелома» в обществе, зафиксированного, благодаря резким и неожиданным, нарочито-«остраненным» ракурсам, именно «на сломе», в резком разрыве старого и нового. Фотографии Родченко появлялись в журналах «Кино-фот», «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», «СССР на стройке», «Советское кино». «Огонек», «Вокруг света» и др. В 1926 году художник опубликовал свои первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) в журнале «Советское кино». В статьях «Пути современной фотографии», «Против суммированного портрета за моментальный снимок» и «Крупная безграмотность или мелкая гадость» он пропагандировал новый, динамичный, документально точный взгляд на мир, отстаивал необходимость освоения верхних и нижних точек зрения в фотографии.

В 1930 году Родченко - один из организаторов фотогруппы «Октябрь». В 1931 году на выставке группы «Октябрь» в Москве в Доме печати выставил ряд дискуссионных снимков - снятые с нижней точки «Пионерку» и «Пионера-трубача» (1930); серию динамичных кадров «Лесопильный завод Вахтан» (1931) - послужившую мишенью для разгромной критики и обвинения в формализме и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами «пролетарской фотографии». Был членом жюри и художником-оформителем многих фотовыставок, входил в состав президиума фотосекции профессионального Союза кинофотоработников. С 1928 года регулярно посылал свои работы на фотографические салоны в США, Францию, Испанию, Великобританию, Чехословакию и другие страны.

А.М. Родченко был замечательным художником книги, разрабатывал плакаты и рекламу, делал титры для кино, конструировал одежду и мебель. В процессе этой работы он обратился к технике коллажа. Шедевром изобразительной поэтики абсурда в духе дадаизма явились его фотоколлажи для книги Маяковского "Про это" (1923).  В том же 1923 году он выполнил свои самые знаменитые рекламные плакаты «Добролет» и  «Промбанк». Именно Родченко принадлежит рекламный плакат легендарного фильма С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925). Одновременно Родченко - автор конфетных оберток, ярлыков для «Моссельпрома», «Резинотреста», ГУМа и «Мосполиграфа». Рекламные плакаты А. Родченко удостоены серебряной медали на парижской выставке 1925 года.  Родченко и Степановой принадлежит авторство панно (со строчками Владимира Маяковского) на построенном в 1923 году Доме Моссельпрома в Калашном переулке в Москве, вблизи Арбатской площади, отреставрированного в 1997 году по распоряжению мэра Москвы Юрия Лужкова.

Художник и дизайнер широкого профиля, Родченко конструктивистски реформировал также стилистику мебели (проект рабочего клуба для Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже, 1925), одежды (собственный комбинезон 1923 года, напоминающий современный джинсовый покрой).

В 1930-х годах от раннего творчества, проникнутого революционным романтическим энтузиазмом, А. Родченко перешел к выполнению пропагандистских государственных задач, работая  фотокорреспондентом издательства «Изогиз» по Москве,  художником-оформителем журнала «СССР на стройке», фотоальбомов «10 лет Узбекистана», «Первая конная», «Красная армия», «Советская авиация» и других (совместно с супругой В. Степановой), среди которых значится небезызвестная книга «Беломорско-Балтийский канал имени И.В.Сталина» (1934) - результат поездки бригады писателей по Беломорканалу. Был членом МОСХа (Московская организация Союза художников СССР) с 1932 года.

В то же время Александр Михайлович стремился сохранить внутреннюю свободу, символом которой для него с середины 1930-х годов служат образы цирка (в фоторепортажах, а также в станковой живописи, к которой он в этот период возвращается). В 1940-е годы, примыкая к «неофициальному искусству», Родченко пишет серию «декоративных композиций» в духе абстрактного экспрессионизма.

В 1940-е - 1950-е годы А.М. Родченко - фоторепортёр, художник Музея Революции СССР и Дома техники в Москве.

Умер Александр Михайлович Родченко в Москве 3 декабря 1956 года, похоронен на Новом Донском кладбище (участок 4, вблизи конторы кладбища, к западу от неё). Полтора года спустя здесь же захоронили прах Варвары Степановой.

В настоящее время дело Александра Родченко продолжает его внук, Александр Николаевич Лаврентьев, который преподает дизайн и композицию во многих художественных учебных заведениях Москвы, в частности в Московской школе фотографии и мультимедиа имени А. Родченко и МГХПУ имени Строганова, а также выступает редактором и консультантом научных трудов об Александре Родченко.

 

 

Родченко А.М. Композиция. 1917

 

Родченко А.М. Коллаж -иллюстрация к поэме Владимира Маяковского "Про это2 с изображением Лили Брик. 1923

Родченко А.М. Диск и крышка. 1919

 

Москва. Дом Моссельпрома в Калашном переулке с рекламным панно работы А. Родченко и В. Степановой. 1924-1925 

Сделать бесплатный сайт с uCoz