Москва

Новое Донское кладбище 

ПОЛЯНСКИЙ Анатолий Трофимович (1928-1993)

Советский архитектор, Народный архитектор СССР (1980), доктор архитектуры (1970), Действительный член Академии художеств СССР (1976).

Родился 29 января 1928 года в селе Авдеевка (ныне Донецкой области Украины). Сдал экстерном экзамены за среднюю школу и поступил в Московский Архитектурный институт (МАРХИ). В институте Полянский  много работает в библиотеке, в студиях живописи и скульптуры, в научном студенческом обществе, на обмерах и зарисовках памятников архитектуры многих городов. В 1950 году окончил МАРХИ с красным дипломом, а затем – аспирантуру, кропотливая работа в которой привила любовь к всестороннему анализу. В то время советская архитектура переживала переломный период перехода к индустриальным массовым методам реализации творческих замыслов архитекторов. Преподаватель А. Полянского Ю.Н. Емельянов подготовил своей школой органичное творческое вхождение своих учеников в профессию.

С 1958 А.Т. Полянский – директор ЦНИИ экспериментального проектирования лечебно-курортных зданий. В 1955-60 и с 1973 года – преподаватель МАРХИ. В 1953 году вступил в КПСС.

Творчество А.Т. Полянского тесно связано с развитием модернизма в нашей стране в послесталинскую эру. Среди наиболее известных работ  архитектора – павильон СССР на Всемирной выставке в Брюсселе (1958), комплекс зданий пионерского лагеря «Артек» (1960—1970), музей Победы Советского народа в Великой Отечественной войне на Поклонной горе (1982—1991), посольства СССР в Швеции, Греции, Египте, храм святого Георгия на Поклонной горе в Москве (1991). Творческий путь Анатолия Полянского представлял собой разработку и совершенствование своих идей от Брюссельского павильона до церкви Святого Георгия. Все эти здания могут являться объектами всестороннего изучения, которое позволит понять больше об истоках, направлениях и целях российского модернизма.

Всемирная выставка 1958 года в Брюсселе имела не только экономический или политический подтекст, но и демонстрировала парад идеологии в самом широком смысле. Группа А.Полянского выполнила павильон в стиле «наивного» конструктивизма с вантами, структурированной кровлей, без ордера. Попытка оторваться от ордерной стены прошла успешно. Все пропорции павильона проистекали из многолетнего, начиная с диплома, анализа старых архитектурных форм и их соотношений. Три самых рафинированных сооружения на выставке были: советский и американский павильоны, правильные параллелепипед и полусфера, а также знак выставки — Атомиум.

Следующим серьёзным этапом в творчестве А.Полянского стал Всесоюзный пионерский лагерь Артек в Крыму, включающий в себя детские лагеря «Артек» (1960-1970), «Морской» имени Пальмиро Тольятти (1960-1961), «Прибрежный» (1960-1964), «Горный» (1967). Многие считают его одним из лучших произведений в советской архитектуре, воплотившем в себе «монтажную» эстетику времени и некую вневременную легкость и простоту, которая присуща только самым отточенным явлениям как в искусстве, так и во всех проявлениях жизни. Изящно нарисованные, легкие, пронизанные светом и воздухом павильоны над морем, сразу же после своего завершения стали, подобно московскому Дворцу пионеров, символом новой эстетики архитектуры.  За архитектуру комплекса международного пионерского лагеря «Прибрежный» А.Т. Полянскому в 1967 году была присуждена Государственная премия СССР.

В 1982 году Анатолий Трофимович Полянский был приглашен в уже существовавший к тому моменту творческий коллектив по созданию комплекса памятника Победы Советского народа в Великой Отечественной войне на Поклонной горе в Москве. Стремительное вторжение А.Т. Полянского в неторопливый процесс проектирования Памятника Победы, который длился многие годы (мемориал был заложен в 1960 году), сдвинуло процесс с мертвой точки. Полянский практически завершил комплекс на Поклонной горе (за исключением установки монумента в центре площади) созданием проекта храма Святого Георгия (проектирование и строительство храма были проведены и завершены в 1994-95 годах (после смерти Полянского) с серьёзными отступлениями от первоначального замысла внутреннего и наружного убранства. Храм освящен Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II 6 мая 1995 года.

По проектам А.Т. Полянского сооружены также здания посольств СССР  в Египте, Швеции, Греции, гостиницы «Ялта», «Ореанда», санатории «Иссык-Куль», «Архыз».  За архитектурные проекты Домов молодежи  в Комсомольске-на-Амуре, Целинограде (ныне столица Казахстана Астана), Донецке, и Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» имени В. И. Ленина архитектору присуждена премия Ленинского комсомола (1978). В 1980 году по проекту Полянского (год спустя удостоенному Государственной премии РСФСР в области архитектуры) создается Международный молодёжный олимпийский центр в Химкинском районе Москвы. В 1969-1981 годах А.Т. Полянский участвует в разработке конкурсных проектов Центрального Музея В.И. Ленина в Москве, а в 1989-1991 – конкурсных проектов храма в память 1000-летия Крещения Руси. Тогда же Анатолий Полянский получил заказ на проектирование церкви Святого Гавриила в станице Новомышастовской станице Краснодарского края. Но дальше эскизного проекта дело не пошло.

В 1981- 1987 годах А.Т. Полянский -  Первый секретарь правления Союза архитекторов  СССР. Депутат Верховного Совета СССР 11 созыва (1984—1989). В августе 1992 года в Российской академии художеств проводилась его персональная выставка.

Анатолий Трофимович Полянский умер в Москве 7 июня 1993 года. Похоронен на новом Донском кладбище в его восточной части (непосредственно за зданием бывшего Донского крематория).

В 1996 году А.Т. Полянскому за выдающиеся работы в области архитектуры посмертно присуждена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz