Москва

Новое Донское кладбище

СТЕШЕНКО Иван Никифорович (1894-1937)

Выдающийся украинский оперный и камерный певец-бас.

Родился в городе Лебедин, ныне Сумской области Украины, в бедной крестьянской семье, с восьми лет был пастухом. Пел в церковном хоре в Соборно-Успенской церкви в родном селе. С 14 лет жил в Харькове, позднее в Сумах. Здесь пел в хоре сахарозаводчика А. Харитоненко и церковном хоре графа А. Капниста. Последний отправил молодого певца в Петербург, где он год обучался пению у И. В. Тартакова и Д. И. Бухтоярова. Позднее, благодаря материальной поддержке А. Харитоненко и А. Капниста, в течение трех лет Иван  продолжил вокальное образование в Милане у Дж. Дельфьюме и Люченти. В Италии познакомился с дочерью русского генерала Д. Орлова Эмилией, которая впоследствии стала его женой. Она тоже приехала в Италию учиться пению, была высокообразованным человеком, владела несколькими иностранными языками. Эмилия совсем не восприняла большевистский переворот 1917 года, ни одного дня не была на государственной или хозяйственной работе, надеялась и ожидала все жизнь, что ей возвратят, как незаконно отнятые, жилые дома в центре Киева, которыми владела ее мать. Умерла Эмилия Диомидовна в 1973 году, похоронена в Одессе.

В 1914 И.Н.Стешенко участвовал в международном вокальном конкурсе молодых певцов в Парме, где стал первым лауреатом. После первого концерта, состоявшегося в Бергамо (1914), был приглашен в оперные театры Рима (здесь пел партию Дона Базилио — "Севильский цирюльник" Дж. Россини) и Милана. Из-за начала Первой Мировой войны был вынужден вернуться с семьей в Киев, позднее в Лебедин. В 1917 служил в Петрограде, в Преображенском полку, в этот период пел в лазаретах для солдат. В 1917-21 солист Киевского оперного театра, где с успехом пел партии Владимира Галицкого ("Князь Игорь" А. Бородина), Мефистофеля ("Фауст" Ш. Гуно) и др.

В 1922-31 И.Н.Стешенко жил за границей (преимущественно в США), пел в концертных залах и на оперных сценах Польши (Варшава, Лодзь и др. городах), США (Чикаго, Нью-Йорк, Вашингтон, Филадельфия, Бостон), в Париже (театр "Гранд-Опера", 1930) и Лондоне. После возвращения на советскую Украину в 1931-34 солист Харьковского оперного театра. В 1934-37 солист Украинской филармонии (Харьков). Одновременно, с февраля 1936 пел на сцене московского Большого театра (в партии Мельника — "Русалка" А. Даргомыжского).

И.Н. Стешенко вёл активную концертную деятельность. В 1917 гастролировал по городам Украины. Принимал также участие в концертах М. И. Литвиненко-Вольгемут и М. Микиши. В 1924-29, находясь за границей, свыше 100 раз выступил перед рабочими, в США неоднократно безвозмездно пел в рабочих кварталах (в том числе для украинских эмигрантов). В 1934—37 солист Украинской филармонии (Харьков). Концертировал по городам СССР (по Украине, Уралу, Кавказу, Сибири). В 1936 гастролировал на Дальнем Востоке (60 концертов).

Стешенко обладал сильным голосом красивого мягкого тембра и обширного диапазона, безукоризненной дикцией, актерским дарованием. Пел оперные партии на восьми языках, а концертный репертуар — на одиннадцати языках.

Лучшие партии: Борис Годунов (одноименная опера М. Мусоргского; зарубежные критики сравнивали певца в этой роли с Ф. И. Шаляпиным), Иван Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Владимир Галицкий ("Князь Игорь" А. Бородина), Гремин ("Евгений Онегин" П. Чайковского), Граф Томский ("Пиковая дама" П. Чайковского), Тарас Бульба (одноименная опера Н. Лысенко); Зарастро ("Волшебная флейта" В. А. Моцарта), Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мефистофель ("Фауст" Ш. Гуно и "Мефистофель" А. Бойто), Рамфис ("Аида" Дж. Верди), Хундинг ("Валькирия" Р. Вагнера), Доктор ("Воццек" А. Берга).

Другие партии: Иван Карась ("Запорожец за Дунаем" С. Гулак-Артемовского), Лепорелло ("Дон Жуан" В. А. Моцарта), Нилаканта ("Лакме" Л. Делиба), Генрих-Птицелов ("Лоэнгрин" Р. Вагнера).

Партнёры: Г. А. Бакланов, Е. Д. Воронец-Монтвид, М. М. Скибицкая, Д. А. Смирнов, Ф. И. Шаляпин.

Камерный репертуар певца включал романсы Дж. Россини, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ж. Массне, М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, М. Мусоргского, П. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, А. Гречанинова, Н. Лысенко, В. И. Зарембы, Ф. Козицкого, Я. Степового, К. Стеценко, а также русские и украинские народные песни.

В тридцатые годы такому человеку, как Иван Стешенко, вернувшемся из-за границы, было трудно работать. Начались преследование, травля, зависть. А тут ещё подкралась тяжелая болезнь почек.

Иван Никифорович Стешенко безвременно ушел из жизни в расцвете творческих сил, в Москве, 2 мая 1937 года. Ни одна газета Украины и Союза не вспомнили певца теплым словом. Только в «Известиях» был напечатан некролог в несколько строк. Похоронен И.Н. Стешенко на Новом Донском кладбище. Его захоронение находится в главном зале здания бывшего крематория, в колумбарной стене с левой стороны зала, если стоять спиной к входу. В ряде источников (украинских и российских) ошибочно утверждается, что певец умер и похоронен в Харькове. Причина этого – реальное затруднение подойти к его захоронению, поскольку в главном зале Донского крематория непрерывно проходили траурные церемонии

Лишь долгие годы спустя  о Стешенко заговорили, как об «украинском Шаляпине» из Лебедина. В 1966 году на доме, в котором родился певец, была установлена мемориальная доска и открыт музей. К сожалению, до сих пор не удалось найти хотя бы одну запись голоса певца.

Самый младший сын Стешенко — Георгий — родился в 1917 году. До войны окончил Ленинградский геологический институт, имел броню, но добровольцем пошел на войну. Служил артиллеристом, имел воинское звание «майор». Дважды его командование представляло к награде Золотой Звездой Героя, и дважды (!) высшие эшелоны советской власти ему отказывали. «Это сын того И. Стешенко». После войны с женой выехал в Ташкент, работал геологом. Умер в 1965 году.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz