Москва

Новое Донское кладбище 

ФОГЕЛЬ Владимир Павлович (1902-1929).

Артист, одна из звезд советского немого кино 1920-х годов.

Родился в Москве в 1902 году в семье бухгалтера. Успешно кончил школу, а затем поступил в Технологический институт. Однако революция внесла свои коррективы в жизнь молодого Фогеля, стремившегося увидеть жизнь, понять её. Он уходит из дома, скитается по деревням, работает лесорубом.

Побродив по свету, Владимир выбирает профессию киноактёра, возвращается в Москву и поступает в Государственный техникум кинематографии. Его привлекают новаторские искания, и он приходит  в мастерскую Льва Кулешова, основным теоретическим принципом которого было, что исполнитель роли должен действовать, а не делать вид, что действует. В первом полнометражном художественном фильме Кулешова "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924) Фогель впервые выступил на экране безымянным исполнителем маленькой эпизодической роли. Более заметна была роль фашиста Фога в следующем фильме Кулешова "Луч смерти" (1925). Первые выступления показали молодого артиста старательным последователем принципов школы Кулешова, которой были свойственны эксцентрика и шарж.

Вместе с тем мастерская Кулешова объединяла довольно разнородные дарования. Они осваивали здесь основы новаторского киноискусства, а потом расходились в разные стороны и шли своими самостоятельными путями. Талант Фогеля был разносторонний, он не укладывался в программу школы. Это стало очевидным уже в его третьем выступлении в кино, в короткометражной комедии "Шахматная горячка" (1925). Фильм поставил В. И. Пудовкин, "правая рука" Кулешова. Он покинул своего учителя, достигнув самостоятельности и зрелости творчества.

"Шахматная горячка" была произведением, оперативно откликнувшимся на Всемирный шахматный турнир, происходивший в Москве в конце 1925 года. Фогель исполнил главную роль молодого героя, охваченного непреодолимой шахматной горячкой. Прелестно была проведена сцена, в которой Фогель сам с собой, в полном упоении, разыгрывает партию в шахматы, причем зрителю кажется, что играют два человека. Все действие было от начала до конца наполнено остроумными и забавными сценками, показывавшими, как шахматы захватили всех, от посетителей турнира до малышей, восседавших на ночных горшочках.

Фогель обратил на себя внимание зрителей, вызвал к себе интерес очевидным комедийным дарованием. В дальнейшем комедийные роли занимают все большее и большее место в его творчестве. Сразу же после "Шахматной горячки" Фогель снимается в сатирической комедии "Процесс о трех миллионах" (1926) режиссера Я. Л. Протазанова, одном из наиболее популярных советских комедийных фильмов. С хорошим юмором Фогель исполнил небольшую роль человека с биноклем. В трехсерийном приключенческом фильме "Мисс Менд" (1926) Фогель предстал "меланхоликом по природе, фотографом-моменталистом по профессии". Режиссеры фильма, Ф. А. Оцеп и ученик Кулешова Б. В. Барнет, исходили из приемов американского авантюрного жанра, но преподносили его в комедийном преломлении. Действие было насыщено погонями, драками и острыми сюжетными положениями, требовавшими от исполнителей большой ловкости и основательной натренированности.

Расставание Фогеля с коллективом Льва Кулешова произошло в следующем фильме - "По закону" (1926). Поставил его сам Кулешов по рассказу Джека Лондона. В сценарии, написанном Виктором Шкловским, сюжет рассказа подвергся некоторому переосмыслению, и это заметно изменило существо роли Майкла Дейнина, которую исполнил Фогель. Основное действие фильма составляет мучительный конфликт, в который были вовлечены три человека - заброшенные в далекий Клондайк муж, жена и один из старателей, входивших в группу золотоискателей. Муж и жена должны олицетворять Закон - незыблемый, с большой буквы, и совершить правосудие над третьим – убийцей Майклом Дейниным. Он лежит, опутанный веревкой, а супружеская чета день и ночь сторожит его. Все выдержано по букве закона, а жизнь идет своими, чисто житейскими путями, сбивающими правосудие с высот незыблемости. У Джека Лондона Майкл Дейнин решает убить своих товарищей по одним лишь корыстным побуждениям. Шкловский ввел еще месть за обиды и пренебрежительное отношение товарищей.

Роль Майкла Дейнина - явление совершенно исключительное в мировом киноискусстве. Вряд ли удастся насчитать много ролей, в которых артист на протяжении большей части действия лежит связанный по рукам и ногам, лишенный выразительности жеста и движения. Невероятность обстоятельств Фогель передал с достаточно убедительной правдивостью. Он развернул целую гамму чувств, их движение и изменения, от ненависти к осознанию вины с примирением, вызывающим дружественность и даже признательность за заботу о нем. Ведь его судьи могли убить его на месте преступления, как он сам убил своих товарищей. Все это Фогель выражает одной лишь мимикой и преимущественно взглядами, так как поступки, движения ему недоступны.

Владимир Фогель  завоевал успех. Ему предлагали роли в различных фильмах, а сниматься ему было надо много. Материальные трудности, невозможность обеспечить себя работой в одном лишь коллективе вынуждали его соглашаться на участие в съемках, независимо от того, кто и на что его приглашал. Эти, как будто случайные и побочные, обстоятельства имели довольно существенные последствия. Фогелю приходилось работать у различных режиссеров, у каждого были свои художественные мнения и требования к актерам.

По случайному совпадению почти все сыгранные до 1927 года роли Владимира Фогеля были на иностранном материале. А между тем создание образов советских людей являлось первостепенной задачей нашего киноискусства. Эта задача возникла перед Фогелем в следующем фильме - "Третья Мещанская" (1927), поставленном режиссером А. Роомом. Как это ни покажется парадоксальным, но советская тематика в те годы была наиболее трудной, и многие кинематографисты терпели на ней серьезные неудачи. Образы советских людей были новыми для искусства, опыт их воплощения еще незначителен. Чрезвычайно важно, что показ современников был тесно связан со многими, еще не решенными жизненными проблемами нового быта, морали. Произведения искусства порой должны были дать ответы на вопросы, далеко не выясненные в житейской практике. Зритель требовал таких произведений, они имели огромное общественное и воспитательное значение. И, несмотря на трудности, такие произведения появлялись, вызывая жаркие споры, симпатии и возражения. Как раз к числу такого рода фильмов принадлежала "Третья Мещанская". Фильм поднимал сложные и во многом спорные вопросы любви, семьи, новых взаимоотношений людей первых послереволюционных лет. И если три действующих лица, составившие традиционный треугольник, не приходили к решениям, не вызывающим сомнений, то они заставляли зрителя крепко задуматься над обыденными проблемами. Имя героя фильма, роль которого исполнял Фогель, было Владимир Фогель, так же как имя его партнера Н. П. Баталова – замечательного актера школы МХАТа, было Николай Баталов, а роль героини - Людмилы исполняла Людмила Семенова. Этим как бы подчеркивалась жизненность, непридуманность содержания.

Рядом с Баталовым, живо и красочно исполняющим свою роль, несколько странное впечатление производит Фогель. Баталов все время что-то изображает, представляет. У него много блестящих актерских находок, тщательно продуманных остроумных характерных деталей, способствующих яркому раскрытию образа. Ничего подобного нет у Фогеля. Он выглядит самым обыкновенным человеком, просто и обыденно живущим в фильме, словно попал сюда прямо с улицы. Его поведение на экране предельно безыскусственно. В этом заключено артистическое искусство Фогеля. Он крайне сдержан, экономен в использовании выразительных средств, в проявлении своих чувств. Фогель ничего не показывает. Он спокойно живет своей жизнью.

В годы становления советского киноискусства происходило решительное размежевание художественных средств кинематографа и театра. Кинематографисты остерегались театральности, как главной опасности, искали специфичные особенности своего искусства. И киноактер не должен был походить на театрального. Лучшие артисты немого кино достигали высокого мастерства неподвижностью и молчанием на крупных планах, тщательно продуманными деталями, говорившими больше, чем многословная речь. Подлинным артистом немого киноискусства был Фогель. Начала, заложенные с первых шагов Кулешовым, оказали решающее воздействие на все его творчество. Лучшие его роли отличаются отсутствием эффектных актерских приемов, сдержанностью и лаконичностью. Он прекрасно понимал своеобразие художественных средств кино и учитывал их в работе на съемке. Это позволило ему занять видное место в советском кинематографе.

Фогель с увлечением проводит разнообразные эксперименты с гримом. В качестве примера грима, коренным образом изменяющего внешность, можно упомянуть о небольшой роли молодого человека в фильме "Кто ты такой?" (1927), поставленного режиссером Ю. Желябужским. Этот грим приводился в отечественной кинолитературе как образец настоящего мастерства.

Артист работал с большой перегрузкой, В 1924 году он играл в одном фильме, в 1925 - в двух, в 1926  - в трёх, а в 1927 и 1928 годах снимался в четырёх фильмах каждый год. (Из фильмов 1928 года выделяются «Дом на Трубной», «Кукла с миллионами» и «Саламандра».) Столь интенсивная работа требовала серьёзного напряжения сил, и артист не смог его выдержать. Его настигло тяжёлое заболевание нервной системы. 8 июня 1929 года, во время острого приступа болезни, Владимир Павлович Фогель покончил жизнь самоубийством. Похоронен на Новом донском кладбище. Урна с его прахом захоронена в здании бывшего Донского крематория (колумбарий № 2, секция 12).

 

 

 

Биография В.П. Фогеля составлена по статье Э. Арнольди (1968), взятой с сайта kino-teatr.ru.

Сделать бесплатный сайт с uCoz